Актуальность исследования. Проблему способностей считают одной из самых значительных и наименее разработанных проблем в психологии. Так как реальным предметом психологических исследований всегда считалась деятельность и поведение человека. Источником проблемы отличия способностей является факт различия людей по количеству и качеству продуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяет различать виды и степени способностей. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других. Критерием способности является уровень (результат) деятельности, которого одним удаётся достигнуть, а другим нет.
Способности не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.
Цель работы изучение методик диагностики специальных способностей.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия о способностях.
2. Рассмотреть методы оценки специальных моторных способностей.
Читать дальше
Проблема способностей имеет большое влияние в рамках изучения деятельности человека, поскольку они обуславливают наши возможности к освоению различных операций (мыслительных и механических), навыков (сложных и многофункциональных) и т.д.
Исторически способности воспринимались исследователями как природное, врожденное свойство индивида, приравненное к психическим функциям. В настоящее принято считать, что способности это комплекс в котором переплетено биологическое и социальное. С.Л. Рубинштейн предполагал, что потенциал людей кроется в их дарованиях – способностях [4].
Проблемой способностей в отечественной психологии занимались такие ученные как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. А. Крутецкий, Э. А. Голубева. В зарубежной психологи данной темой занимались Дж. Стейк, Г. Элисон А. Мак-Нитт, Г. Айзенк, Д. Куксон.
Б. М. Теплов в отношении понятия о способностях выделял следующие характеристики: индивидуально – психологические свойства человека, влияющие на возможность к качественному выполнению различных видов деятельности, способных пояснить стремительность и легкость освоения различных знаний и навыков. Принято выделять следующие способности (элементарные и сложные): наблюдательность, креативность мышления, хорошая память, глубина и гибкость ума, а так же творческое воображение.
Способности являются врожденными лишь частично (задатки), большое влияние на их формирование оказывает деятельность, осуществляемая конкретным человеком. При этом задатки не являются потенциальными, ещё не развитыми способностями, это только предпосылки [1]. Ведь в успешности разных видов деятельности могут быть важны разные задатки (для поддержания высокой скорости при беге задатками может быть величина диафрагмы грудной клетки или анатомо-физиологическое построение мышечного скелета бегуна), однако одни и те же задатки могут служить разным видам деятельности (точность глазомера очень важна как в хирургии, так и в геодезии). Следовательно формирование специальных способностей невозможно вне деятельности, и характеризуется активностью участия со стороны личности.
Читать дальше
С развитием производств и ростом потребительского спроса, остро встал вопрос о наращивании темпов выпуска новых товаров, а следовательно и наборе кадров имеющих способности к конкретному виду деятельности. Практика профессионального отбора и консультирования сделала возможным возникновение специальных методик диагностики позволяющих прогнозировать успешность выполнения человеком отдельных видов профессиональной деятельности [6]. Существует множество профессий (опасные, ответственные или дифицитные) в которых очень важным является наличие у специалиста определенных задатков (внимательность, способность концентрироваться и удерживать в поле зрения несколько объектов, мыслить не стандартно, умение оценивать факты не опираясь на эмоции и т.д.). От того насколько грамотно распределены работники внутри компании в соответствии со своими способностями зависит успех всего предприятия.
Диагностика специальных способностей включает в себя не только проведение общих и специализированных тестов, но и наблюдение, анализ продуктов деятельности (контент – анализ), экспертные оценки специалистов [2]. Факторами указывающими на наличие способности можно считать эффективность выполнения операций, быстроту и успешность изучения важных знаний, освоения необходимых навыков и т.д. Необходимо отметить, что при накоплении большой теоретической базы о способностях отечественными учеными, наработка практических инструментов ориентированных на их выявление практически отсутствует.
При тестировании специальных способностей принято объединять их по следующим группам: технические, моторные и сенсорные, а так же профессионализированные (четко соотнесенные с каким либо видом деятельности).
Наличие определенных моторных задатков влияет на скорость и качество освоения самых разнообразных видов деятельности. Диагностика моторных способностей оценивает следующие параметры движения: сила, точность, темп, ритм, скорость, ловкость. А так же моторную и кинестетическую координацию, жесткость руки, тремор конечностей (дрожание рук), скорость ответных реакций, координация правильности мышечного напряжения.
Читать дальше
Заключение
Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяет различать виды и степени способностей. Способности обуславливают наши возможности, являются врожденными лишь частично (задатки), большое влияние на их формирование оказывает деятельность, осуществляемая конкретным человеком. При этом задатки не являются потенциальными, ещё не развитыми способностями, это только предпосылки.
Проанализировав теоретический материал по проблеме способностей, в том числе специальных, и практические наработки в их диагностике и оценке мы пришли к следующим выводам. Способности являются не данной человеку от природы константой, это биосоциальный конструкт, в котором переплетены задатки, мотивация, внешнее и географическое окружение и т.д. развитие способностей происходит, прежде всего, внутри деятельности и при условии активности самого человека. Так же способности редко существуют автономно и при их диагностике, особенно при составлении профессиограммы мы можем видеть как наличие одних способностей и задатков может косвенно указывать на наличие других, так же необходимых для данного вида деятельности. Факторами указывающими на наличие специальных способностей можно считать эффективность выполнения операций, быстроту и успешность изучения важных знаний, освоения необходимых навыков и т.д.
Читать дальше
1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. – М., 1962.
2. Дружинина В. Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Академия, 1996.
3. Наумов Н.Д. Психолого-педагогические проблемы компьютерной диагностики мышления//Вопросы психологии, 1991, №2.
4. Теплов Б.М. Способность и одарённость. – М., 1947.
5. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., Просвещение, 1990.
6. Червинская К.Р. Компьютерная психодиагностика. – М.: издательство Речь. – 2003г.
7. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых. – Самара: Издательский дом «Бахрах», 2009
Читать дальше