Каждый человек в различные периоды своего развития (физиологического и психологического) получает опыт из окружающего мира (социального и природного), формирует у себя ценности, установки, принципы, характер, определенным образом взаимодействует с окружающим миром, создает ценности.
Реализацию потребности в сохранении и укреплении здоровья помогают решать пациенту медицинские работники. Проблема любой болезни – изменение привычного уклада жизни. Происходит снижение или потеря трудоспособности.
При тяжелых физических страданиях психика человека всегда претерпевает изменения (меняется привычный гомеостаз в организме, вызывающий вегето-висцеральные сдвиги).
Таким образом, психика пациента претерпевает изменения в связи с нарушением баланса внутренних сил организма:
- изменяются психические процессы (ощущения, память, восприятие, внимание, мышление),
- психические состояния (эмоциональные реакции),
- психические свойства (характер).
Пациент фиксирует свое внимание на болезни и лечении, возможном исходе, ждет и ищет помощи, становится эгоцентричным. Болезнь отодвигает служебные дела, меняет положение человека в семье, обществе, часто делает его беспомощным и зависимым. Вынуждает пользоваться помощью близких, родных, медицинских работников. Возникает боязнь быть в тягость родным и близким. Повышается интерес к медицинской информации. Пациент внушаем, не уверен. Надежда на выздоровление конкурирует с безнадежностью. Усиливается тревога, мнительность, неуверенность, раздражительность, печальная озабоченность, угрюмость, замкнутость. Могут появиться не присущие человеку черты характера, такие как зависть и неприязнь к здоровым. Веселый и добродушный человек может стать капризным, раздражительным, все окружающее будет вызывать отрицательные, негативные реакции. У тяжелобольных пациентов нарушается речь, настроение, моторика, активность, восприятие течения времени, сон, аппетит. Время течет медленно, день кажется бесконечным, заполненным тягостными событиями и переживаниями.
Читать дальше
В процессе нормальной жизнедеятельности человек занят множеством повседневных дел: профессиональной деятельностью, домашними делами, общением с людьми, сном, отдыхом, досугом. Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Досуг необходим людям для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности.
Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:
- спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);
- художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);
- поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);
- забота о животных;
- хобби (разнообразная деятельность по интересам);
- посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;
- игры (настольные, компьютерные игры);
Читать дальше
Серьёзные проблемы здоровья населения России обусловлены снижением качества жизни, падением доходов и снижением уровня занятости населения, на фоне которых развивается процесс социально-психологической дезадаптации и депривации широких масс населения страны.
В обществе остро встают проблемы кризиса социальных ценностей и ориентаций, падения нравов и моральных принципов, происходящие в массовом сознании на базе проблем правопорядка и нарушения законности.
Идет процесс «размывания» таких норм нравственности как доброта, милосердие, вежливость, честность, ответственность, порядочность.
Социально-экономическая нестабильность является неблагоприятным фоном для выздоравливания пациентов медицинских учреждений.
Современный этап развития медицинской помощи в России происходит на фоне роста различных контингентов населения, нуждающихся в длительных и дорогостоящих методах лечения и реабилитации, сокращении необходимого объёма оказания основных видов медицинской помощи, снижении её доступности и качества в рамках первичного медико-санитарного звена.
Среди основных факторов, препятствующих развитию досуга в мед учреждениях, важнейшими являются: увлеченность развитием высоких технологий оказания лечебно-диагностической помощи, недооценка врачебным персоналом возможностей психотерапевтической помощи, снижение объёмов профилактики.
Доминирование врачебного мышления, рассматривающего психотерапию преимущественно как лечебный метод, а не как систему психотерапевтической помощи, являющейся неразрывной частью системы здравоохранения, влечет за собой недооценку роли досуга в мед учреждениях.
При планировании развития досуга и медико-психологической помощи необходимо учитывать следующие особенности её организации:
- относительно низкие затраты на приобретение и использование оборудования;
- значительные трудозатраты на поддержание и повышение квалификационного уровня специалистов (непрерывно-действующая профессиональная подготовка и повышение квалификации);
Основные направления модернизации психотерапевтической и медико-психологической службы должны строиться на принципах дальнейшего
Читать дальше
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. -- М., Инфра-М, 2001
2. Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья населения. М., 1972.
3. ВЦИОМ,«Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями: результаты исследования», Москва, 2011 г
4. Гуровец А.А. Опыт оказания психосоциальной помощи онкологически больным детям и их родителям в Королевстве Норвегия. // Социально-педагогическая работа. – 1998. - №5. – С. 81-90.
5. Мартыненко, А. В. М29 Теория и практика медико-социальной работы: учеб. пособие / А. В. Мартыненко. — М.: Гардарики, 2007. — 159 с.
6. Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2001.
7. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред . А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с.
8. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с.
9. Савельева М.В. Психологические механизмы взаимодействия медперсонала и пациентов в условиях медицинского учреждения // Наука и бизнес: пути развития. 2012. №3.0,5 п.л.
10. http://www.meduhod.ru/components/dosug.shtml
Читать дальше