Проходящие в России последние 10 лет преобразования (административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа и др.) обусловливают потребность рассмотрения понятия государственного управления, его субъектов и структуры применительно к современным реалиям.
В российской теории административного права всеми авторами признаются два подхода к определению государственного управления.
Первый. В широком понимании государственное управление представляет собой деятельность государства в целом, осуществляемую государственными органами всех ветвей государственной власти и иными организациями, наделенными государственно-властными полномочиями. На наш взгляд, термин управление делами государства, используемый в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ, является синонимом «государственного управления», рассматриваемого в широком смысле. «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей» .
Второй. В узком понимании под государственным управлением в настоящее время понимается вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти, осуществляемой исполнительными органами государственной власти. В основном большинство авторов представляют государственное управление как подзаконное исполнительно-распорядительное государственно-властное воздействие .
Как известно, в Конституции Российской Федерации термин государственное управление, широко использовавшийся в законодательстве и научной литературе до 1993 г., в социальном и государственно-правовом значении не применяется, но употребляются термины государственная служба и исполнительная власть.
Читать дальше