Одно из важнейших направлений современной педагогики - личностно-профессиональное развитие педагога, которое рассматривается, как непрерывный процесс в течение всей профессиональной деятельности, и предполагает достижение наивысших и стабильных результатов в обучении и воспитании. Этот процесс достаточно исследован (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Реан, В.П.Бранский, С.Д.Пожарский, Н.М. Полетаева и др.) Однако, существует объективная потребность в разработке и реализации акмеологической концепции компетентного и эффективного управления им, позволяющего гарантированно поднимать до высокого профессионализма уровень каждого педагога тем самым способствуя повышению качества дошкольного образования.
В настоящее время можно говорить о наличии проблемы профессионального развития педагогов. В связи с этим в на¬стоящее время в системе дошкольного образования происходят значи¬тельные изменения, касающиеся как структурного, так и содержательного плана. При этом сосуществование большого количества различных программ воспитания и обучения дошкольников, направ¬лений, подходов и педагогических технологий требует от педагогов само¬определения в выборе научной и практической базы собственной профессиональной деятельности. Наличие указанной проблемы обеспечивает актуальность темы данного эссе.
Объект – профессиональное развитие педагога.
Предмет – профессиональное развитие педагогов как основной ресурс повышения качества дошкольного образования.
Методы исследования – анализ научных источников, общелогические методы анализа и синтеза, метод анкетирования.
Задачи:
1. Определить сущность профессионального развития педагогов.
2. Определить особенности профессионального развития педагогов как основного ресурса повышения качества дошкольного образования.
Гипотеза: профессиональное развитие педагогов как ресурс повышения качества дошкольного образования наиболее эффективен в случае реализации следующих педагогических условий:
- принятия участия в Профессиональных конкурсах;
- участия в работе Научно-практических и тематических видеоконференций;
- работу в составе профессионального объединения;
- публикации статей из опыта работы;
- работу на курсах в качестве лектора (мастер-класс, консультации, лекции, спецкурсы).
Структура эссе включает введение, два раздела, заключение, а также список использованной литературы.
Читать дальше
Применительно к современным исследованиям комплексный научный подход как всестороннее углубленное изучение объекта посредством различных научных методов позволяет наиболее полно описать процесс личностного и профессионального развития педагога. Чем точнее это будет сделано, тем больше образуется возможностей для управления названным процессом с целью обеспечения высокого качества и эффективности педагогической деятельности.
Важнейшим, на наш взгляд, является социологический подход, с позиции которого педагог рассматривается как личность и гражданин, саморазвитие которого осуществляется в соотнесении с социальными требованиями и окружающей средой. Очень часто это упускается в процессе становления педагога, и, как результат, образовательная и воспитательная деятельность большинства педагогов слабо связана с реалиями современной жизни.
Наряду с этим общество предъявляет также ряд социальных требований к педагогу как профессионалу, обеспечивающему социализацию, обучение и воспитание подрастающего поколения.
Исходя из этого, индивидуальное развитие педагога, как и каждого члена общества, происходит в синергетических процессах социализации, индивидуализации и профессионализации личности. Их закономерности и специфика являются основой для выработки важнейшего социального ориентира личностно-профессионального развития педагога. На наш взгляд, в наиболее общем представлении современному педагогу должно быть присуще следующее:
- высокий профессионализм, обеспечивающий максимальный личностный вклад в развитие общества ;
- непрерывное саморазвитие личностно-профессионального потенциала и его активная творческая самореализация;
- личностная индивидуальность, позволяющая находить нестандартные идеи, решения и достигать высоких результатов в их реализации;
- использование современных достижений и информационных ресурсов общества;
- осуществление деятельности в соответствии со сложившимися моральными и законодательными нормами;
- самодостаточность и успешность ;
- семейное благополучие и активное участие в эффективном обеспечении смены поколений;
- активная жизненная и гражданская позиция;
- забота о здоровье, физическом совершенстве и ведение здорового образа жизни.
При этом важно учитывать, что, как считает А. А. Реан, по характеру своего протекания социализация личности относится к процессам «с неопределенным концом», хотя и с определенной целью. И процесс этот не прерывается на протяжении всего онтогенеза человека. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и «никогда не бывает полной» .
Читать дальше
В новых условиях государству нужен педагог дошкольного образовательного учреждения с развитой профессионально-субъектной позицией, имеющей следующие показатели: активность; сознательное отношение к себе, выполняемой роли, окружающим; социальная и личная ответственность перед обществом, перед детьми за результаты профессиональной деятельности; умение осуществлять осознанный выбор целей и необходимые для их достижения действия; умение принимать решения; умение осуществлять контроль, оценку своей деятельности, вносить корректировки в ее выполнение.
Проводя исследования по выявлению уровня развития профессионально-субъектной позиции педагога ДОУ, мы получили результаты, свидетельствующие о том, что невысокий уровень проявления субъектной позиции педагогов вызван следующими факторами:
- особенностями менталитета;
- редкой возможностью участвовать в профессиональных конкурсах;
- низкой оплатой труда, и как следствие, заниженной самооценкой педагогов ДОУ;
- малыми возможностями проявления инициативы - администрацией ДОУ на недостаточном уровне осуществляется индивидуальный подход к профессиональному росту педагога;
- повышенной исполнительностью, препятствующей развитию критического мышления;
- низкой мотивацией к применению новых ИКТ технологий (к примеру, слабой материальной базой в ДОУ);
- повышенной нагрузкой, связанной с дефицитом кадров; «старением» педагогических кадров.
К примеру, анализируя возрастной ценз педагогов дошкольного образования, мы видим, что за последние четыре года количество педагогов пенсионного возраста неуклонно растет, в 2008 году количество педагогов пенсионного возраста по отношению к общему количеству педагогов составило 29,4%, а в 2011 году уже 31,5% (табл.1).
Читать дальше
В условиях перехода экономики к рыночным отноше¬ниям, качественных изменений в сфере науки, техники и технологий, развития демократических социально-поли¬тических процессов, расширения возможностей самореа¬лизации личности сфера образования взрослых получает новый импульс развития. Осознание личной ответствен¬ности работника (в данном случае педагога) за собствен¬ное профессиональное развитие не исключает возмож¬ности и необходимости управления данным процессом.
Процесс управления является цикличным и непрерыв¬ным, заключается в последовательном выполнении его циклов: «цель - действие - результат - новая цель». Управление профессиональным раз¬витием носит прогнозируемый характер при условии со¬блюдения ряда взаимообусловленных принципов, к кото¬рым можно отнести: фундаментальность – научное обо¬снование закономерностей профессионального развития; системность – определение профессионального развития как подсистемы относительно профессиональной дея¬тельности, системы образования, социальной среды; ком¬плексность - рассмотрение профессионального развития как процесса в совокупности всех его элементов; функци¬ональность - процесс профессионального развития не¬разрывно связан с выполнением педагогом социальных функций; субъективность - мотивационно-ценностная сфера и профессиональный потенциал личности педагога носит индивидуальный характер.
Несомненно, реализация выделенных нами условий способствует повышению качества дошкольного образования, совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, обеспечению его современными информационными технологиями, выявлению и распространению передового педагогического опыта, методического и содержательного обеспечения дополнительных образовательных услуг, повышению научного и профессионального уровня педагогов, развитию профессионально-субъектной позиции педагога ДОУ, привлечению внимания общественности к уникальности педагогической профессии, ее важности и необходимости в решении вопросов детства, семьи, государства и общества и, тем самым, повышения ее престижа.
В заключение хочется отметить, что чем больше усилий человек прилагает к своей деятельности, тем ценнее она становится для него. Создавая психолого-педагогические условия для развития профессионально-субъектной позиции педагога, мы тем самым даем возможность развития личности педагога в целом, что оказывает влияние на качество его жизни.
Читать дальше
1. Блялина С. В. Ответственность учителя в его межличностном взаимодействии с коллегами // Социосфера : науч.-метод. и теоретич. журнал. - 2013. - № 3. - С. 160-161.
2. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.
3. Зеер Э. Ф. Акмеологические основы профессионального развития личности // Акмеология профессионального образования: Материалы III регион. науч.-практ. конф., 14-15 марта 2006 г. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т., 2006. - 276 с.
4. Панова Н.В. Педагогическое долголетие: личностные смыслы и ценности Дружининские чтения: мат. 6-й Всерос. науч.-практ. конф. - Сочи, 2007. -С. 240- 243.
5. Реан А. А. Психология личности. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
6. Карандашев, Н. В. Методика Шварца для изучения ценностей личности : Концепция и методическое руководство / Н. В. Карандашев. — СПб. : Речь, 2014. — 70 с.
7. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста.. — СПб., Коломна, Рязань, 2008 - 246 c.
8. Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: АСМ, 2010. - 343 с.
9. Феноменология образования: от проблем к решениям / А. Г. Бермус, Н. А. Голиков, Н.М. Полетаева [и др.]. - СПб. : УРАО ИОВ ; ИПЦ «Экспресс», 2011. - 297 с.
10. Чепуренко Г.П. Новые ориентиры современного образования. Информа¬ционный аспект: моногр. - 2-е изд. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2007. - 155 с.
11. Яфаева В.Г. Критериально-оценочный инструментарий определения степени сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере интеллектуального развития детей // Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании: Материалы Международной науч.-практической конференции. Москва. 16-17 марта 2012 г. С. 685-693.
12. Craft,A., Paige-Smith,A. (2008). Reflective practice. In: Miller,L.,Cable,C. (Eds), 2008. Professionalism in the Early Years. Hodder Education, an Hachette UK Company, London, p.87-97
13. Knowles M.S. Holton III, E.E., Swanson R.A., The Adult Learner: The Definitive Classics in Adult Education and Human Resourse Development. -6th edition. -London, New York, 2005-378 p.
14. Young, E. M. (2007). The ECD Agenda: Closing the Gap. In M.E. Young, L.M. Richardson (Eds.), Early Child Development From Measurement to Action - A priority for growth and Equity (3-13). Washington D.C.: The World Bank.
Читать дальше