Введение 3 1. Понятие и специфика феномена «профессиональное развитие педагогов» 5 2. Исследования особенностей профессионального развития педагогов как основного ресурса повышения качества дошкольного образования 14 Заключение 18 Список использованной литературы 20
МГУ им. Ломоносова

Профессиональное развитие педагогов как основной ресурс повышения качества дошкольного образования.

эссе
Педагогика
18 страниц
96% уникальность
2014 год
7 просмотров
Дорофеев С.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
2
Заключение
Список литературы
Одно из важнейших направлений современной педагогики - личностно-профессиональное развитие педагога, которое рассматривается, как непрерывный процесс в течение всей профессиональной деятельности, и предполагает достижение наивысших и стабильных результатов в обучении и воспитании. Этот процесс достаточно исследован (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Реан, В.П.Бранский, С.Д.Пожарский, Н.М. Полетаева и др.) Однако, существует объективная потребность в разработке и реализации акмеологической концепции компетентного и эффективного управления им, позволяющего гарантированно поднимать до высокого профессионализма уровень каждого педагога тем самым способствуя повышению качества дошкольного образования. В настоящее время можно говорить о наличии проблемы профессионального развития педагогов. В связи с этим в на¬стоящее время в системе дошкольного образования происходят значи¬тельные изменения, касающиеся как структурного, так и содержательного плана. При этом сосуществование большого количества различных программ воспитания и обучения дошкольников, направ¬лений, подходов и педагогических технологий требует от педагогов само¬определения в выборе научной и практической базы собственной профессиональной деятельности. Наличие указанной проблемы обеспечивает актуальность темы данного эссе. Объект – профессиональное развитие педагога. Предмет – профессиональное развитие педагогов как основной ресурс повышения качества дошкольного образования. Методы исследования – анализ научных источников, общелогические методы анализа и синтеза, метод анкетирования. Задачи: 1. Определить сущность профессионального развития педагогов. 2. Определить особенности профессионального развития педагогов как основного ресурса повышения качества дошкольного образования. Гипотеза: профессиональное развитие педагогов как ресурс повышения качества дошкольного образования наиболее эффективен в случае реализации следующих педагогических условий: - принятия участия в Профессиональных конкурсах; - участия в работе Научно-практических и тематических видеоконференций; - работу в составе профессионального объединения; - публикации статей из опыта работы; - работу на курсах в качестве лектора (мастер-класс, консультации, лекции, спецкурсы). Структура эссе включает введение, два раздела, заключение, а также список использованной литературы.
Читать дальше
Применительно к современным исследованиям комплексный научный подход как всестороннее углубленное изучение объекта посредством различных научных методов позволяет наиболее полно описать процесс личностного и профессионального развития педагога. Чем точнее это будет сделано, тем больше образуется возможностей для управления названным процессом с целью обеспечения высокого качества и эффективности педагогической деятельности. Важнейшим, на наш взгляд, является социологический подход, с позиции которого педагог рассматривается как личность и гражданин, саморазвитие которого осуществляется в соотнесении с социальными требованиями и окружающей средой. Очень часто это упускается в процессе становления педагога, и, как результат, образовательная и воспитательная деятельность большинства педагогов слабо связана с реалиями современной жизни. Наряду с этим общество предъявляет также ряд социальных требований к педагогу как профессионалу, обеспечивающему социализацию, обучение и воспитание подрастающего поколения. Исходя из этого, индивидуальное развитие педагога, как и каждого члена общества, происходит в синергетических процессах социализации, индивидуализации и профессионализации личности. Их закономерности и специфика являются основой для выработки важнейшего социального ориентира личностно-профессионального развития педагога. На наш взгляд, в наиболее общем представлении современному педагогу должно быть присуще следующее: - высокий профессионализм, обеспечивающий максимальный личностный вклад в развитие общества ; - непрерывное саморазвитие личностно-профессионального потенциала и его активная творческая самореализация; - личностная индивидуальность, позволяющая находить нестандартные идеи, решения и достигать высоких результатов в их реализации; - использование современных достижений и информационных ресурсов общества; - осуществление деятельности в соответствии со сложившимися моральными и законодательными нормами; - самодостаточность и успешность ; - семейное благополучие и активное участие в эффективном обеспечении смены поколений; - активная жизненная и гражданская позиция; - забота о здоровье, физическом совершенстве и ведение здорового образа жизни. При этом важно учитывать, что, как считает А. А. Реан, по характеру своего протекания социализация личности относится к процессам «с неопределенным концом», хотя и с определенной целью. И процесс этот не прерывается на протяжении всего онтогенеза человека. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и «никогда не бывает полной» .
Читать дальше
В новых условиях государству нужен педагог дошкольного образовательного учреждения с развитой профессионально-субъектной позицией, имеющей следующие показатели: активность; сознательное отношение к себе, выполняемой роли, окружающим; социальная и личная ответственность перед обществом, перед детьми за результаты профессиональной деятельности; умение осуществлять осознанный выбор целей и необходимые для их достижения действия; умение принимать решения; умение осуществлять контроль, оценку своей деятельности, вносить корректировки в ее выполнение. Проводя исследования по выявлению уровня развития профессионально-субъектной позиции педагога ДОУ, мы получили результаты, свидетельствующие о том, что невысокий уровень проявления субъектной позиции педагогов вызван следующими факторами: - особенностями менталитета; - редкой возможностью участвовать в профессиональных конкурсах; - низкой оплатой труда, и как следствие, заниженной самооценкой педагогов ДОУ; - малыми возможностями проявления инициативы - администрацией ДОУ на недостаточном уровне осуществляется индивидуальный подход к профессиональному росту педагога; - повышенной исполнительностью, препятствующей развитию критического мышления; - низкой мотивацией к применению новых ИКТ технологий (к примеру, слабой материальной базой в ДОУ); - повышенной нагрузкой, связанной с дефицитом кадров; «старением» педагогических кадров. К примеру, анализируя возрастной ценз педагогов дошкольного образования, мы видим, что за последние четыре года количество педагогов пенсионного возраста неуклонно растет, в 2008 году количество педагогов пенсионного возраста по отношению к общему количеству педагогов составило 29,4%, а в 2011 году уже 31,5% (табл.1).
Читать дальше
В условиях перехода экономики к рыночным отноше¬ниям, качественных изменений в сфере науки, техники и технологий, развития демократических социально-поли¬тических процессов, расширения возможностей самореа¬лизации личности сфера образования взрослых получает новый импульс развития. Осознание личной ответствен¬ности работника (в данном случае педагога) за собствен¬ное профессиональное развитие не исключает возмож¬ности и необходимости управления данным процессом. Процесс управления является цикличным и непрерыв¬ным, заключается в последовательном выполнении его циклов: «цель - действие - результат - новая цель». Управление профессиональным раз¬витием носит прогнозируемый характер при условии со¬блюдения ряда взаимообусловленных принципов, к кото¬рым можно отнести: фундаментальность – научное обо¬снование закономерностей профессионального развития; системность – определение профессионального развития как подсистемы относительно профессиональной дея¬тельности, системы образования, социальной среды; ком¬плексность - рассмотрение профессионального развития как процесса в совокупности всех его элементов; функци¬ональность - процесс профессионального развития не¬разрывно связан с выполнением педагогом социальных функций; субъективность - мотивационно-ценностная сфера и профессиональный потенциал личности педагога носит индивидуальный характер. Несомненно, реализация выделенных нами условий способствует повышению качества дошкольного образования, совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, обеспечению его современными информационными технологиями, выявлению и распространению передового педагогического опыта, методического и содержательного обеспечения дополнительных образовательных услуг, повышению научного и профессионального уровня педагогов, развитию профессионально-субъектной позиции педагога ДОУ, привлечению внимания общественности к уникальности педагогической профессии, ее важности и необходимости в решении вопросов детства, семьи, государства и общества и, тем самым, повышения ее престижа. В заключение хочется отметить, что чем больше усилий человек прилагает к своей деятельности, тем ценнее она становится для него. Создавая психолого-педагогические условия для развития профессионально-субъектной позиции педагога, мы тем самым даем возможность развития личности педагога в целом, что оказывает влияние на качество его жизни.
Читать дальше
1. Блялина С. В. Ответственность учителя в его межличностном взаимодействии с коллегами // Социосфера : науч.-метод. и теоретич. журнал. - 2013. - № 3. - С. 160-161. 2. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с. 3. Зеер Э. Ф. Акмеологические основы профессионального развития личности // Акмеология профессионального образования: Материалы III регион. науч.-практ. конф., 14-15 марта 2006 г. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т., 2006. - 276 с. 4. Панова Н.В. Педагогическое долголетие: личностные смыслы и ценности Дружининские чтения: мат. 6-й Всерос. науч.-практ. конф. - Сочи, 2007. -С. 240- 243. 5. Реан А. А. Психология личности. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с. 6. Карандашев, Н. В. Методика Шварца для изучения ценностей личности : Концепция и методическое руководство / Н. В. Карандашев. — СПб. : Речь, 2014. — 70 с. 7. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста.. — СПб., Коломна, Рязань, 2008 - 246 c. 8. Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: АСМ, 2010. - 343 с. 9. Феноменология образования: от проблем к решениям / А. Г. Бермус, Н. А. Голиков, Н.М. Полетаева [и др.]. - СПб. : УРАО ИОВ ; ИПЦ «Экспресс», 2011. - 297 с. 10. Чепуренко Г.П. Новые ориентиры современного образования. Информа¬ционный аспект: моногр. - 2-е изд. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2007. - 155 с. 11. Яфаева В.Г. Критериально-оценочный инструментарий определения степени сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере интеллектуального развития детей // Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании: Материалы Международной науч.-практической конференции. Москва. 16-17 марта 2012 г. С. 685-693. 12. Craft,A., Paige-Smith,A. (2008). Reflective practice. In: Miller,L.,Cable,C. (Eds), 2008. Professionalism in the Early Years. Hodder Education, an Hachette UK Company, London, p.87-97 13. Knowles M.S. Holton III, E.E., Swanson R.A., The Adult Learner: The Definitive Classics in Adult Education and Human Resourse Development. -6th edition. -London, New York, 2005-378 p. 14. Young, E. M. (2007). The ECD Agenda: Closing the Gap. In M.E. Young, L.M. Richardson (Eds.), Early Child Development From Measurement to Action - A priority for growth and Equity (3-13). Washington D.C.: The World Bank.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

часть диплома
Развитие мышления у слабослышащих учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Количество страниц:
78
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2015
Предмет:
Специальная психология
контрольная работа
Деловые коммуникации
Количество страниц:
7
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Деловые коммуникации
контрольная работа
Налоги
Количество страниц:
10
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Налоги, налогообложение и налоговое планирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image