Глава 1. Теоретические основы изучения наглядно-образного мышления детей с нарушениями слуха 3 1.1 Развитие наглядно-образного мышления в норме 3 1.2 Развитие наглядно-образного мышления 13 при нарушениях слуха 13 1.3. Коррекционно-психологические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у глухих детей 27 Глава 2. Исследование особенностей развития мышления у слабослышащих детей младшего школьного возраста 32 2.1. Диагностическое изучение особенностей развития мышления у слабослышащих детей младшего школьного возраста 32 2.2. Исследование уровня развития мышления у слабослышаших детей младшего школьного возраста 41 3. Особенности коррекции развития мышления у слабослышаших детей младшего школьного возраста 52 3.1. Разработка программы коррекции развития мышления у слабослышаших детей младшего школьного возраста 52 3.2. Методика контрольного эксперимента 71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 Список использованной литературы 75
МПГУ

Развитие мышления у слабослышащих учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

часть диплома
Психология
78 страниц
88% уникальность
2015 год
7 просмотров
Трофимова Е.
Эксперт по предмету «Специальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
1
2
3
Заключение
Список литературы
Мышление является высшим познавательным процессом. Это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). В зависимости от характера деятельности и ее конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. Однако по степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все виды мышления не уступают друг другу. Виды мышления [ 4. С. 42 ]: 1. Наглядно-действенное мышление представляет собой совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами. Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. 2. Наглядно-образное мышление связано с восприятием окружающей действительности (предметов, явлений) и без него совершаться не может. Оно представляет собой совокупность способов и процесс образного решения задач в плане зрительного представления ситуации и оперирования образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними. Необходимые для мышления образы представлены в кратковременной и оперативной памяти человека. Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста и характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий, однако еще не способен мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме. Примерно в возрасте 6 - 7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления - словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.
Читать дальше
Экспериментальное исследование развития творческих способностей младшего школьника проводилось на базе коррекционной школы для слабослышащих детей № 5 г. N. В исследовании приняли участие 20 детей 3 класса А, в возрасте 8-9 лет. В исследовании были использованы следующие методики диагностики: 1.Методика оценки уровня развития творческого мышления (Е. Торранс, модификация Е. Е. Туник) [ 10. С. 46 ] Цель - оценка уровня развития творческого мышления. Методика включает в себя четыре теста: два теста, направленных на диагностику вербального творческого мышления («Использование предметов» и «Словесная ассоциация»), и два теста, направленных на диагностику образного творческого мышления («Составление изображений» и «Спрятанная форма»). Процедура тестирования проходит следующим образом: ребенку предлагается поиграть в несколько игр. Тест-игра №1. «Использование предметов». Задача ребенка заключается в перечислении как можно большего количества способов использования предмета (например, газеты), отличающихся от обычных. Время выполнения теста - 3 минуты. Обработка результатов заключается в подсчете суммарного числа ответов (беглость) и числа ответов с необычным способом использования предмета. В данном случае оригинальным считался ответ, данный один раз на выборке; за каждый оригинальный ответ присваивается 5 баллов (показатель оригинальности). Тест-игра №2. «Словесная ассоциация». Задача ребенка заключается в приведении как можно большего количества определений для употребительных слов (например, для слова «книга»). Время выполнения теста - 3 минуты. Обработка результатов заключается в подсчете суммарного числа ответов (показатель беглости) и числа ответов с необычным определением, в данном случае оригинальным считается ответ, данный один выборке; за каждый оригинальный ответ присваивается 5 баллов (показатель оригинальности). Тест-игра №3. «Составление изображений». Задача ребенка - нарисовать в четырех квадратах бланка заданные объекты (лицо, дом, клоуна и то, что захочет изобразить сам ребенок), пользуясь определенным набором фигур (круг, прямоугольник, треугольник, полукруг). Можно использовать каждую фигуру несколько раз, менять их размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. Время выполнения теста - 8 минут. Одним из средств формирования способностей младших школьников к творчеству является игра. Эффективность воспитания творчества в детях через игру определяется как возрастными особенностями младшего школьного возраста, так и потенциальными возможностями игровой деятельности, творческой по своей сути. Детские игры, умело направленные учителем, могут стать важнейшим средством, инструментом воспитания тех качеств, которые необходимы или способствуют творчеству. Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет возрастные потребности младшего школьника в познавательной активности. П. Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребёнок становится чувствительным к проблемам, дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды, определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположения о возможных решениях, проверяет и перепроверяет эти гипотезы, изменяет их, снова проверяет и окончательно обосновывает результаты. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигает множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдёт решения. Поскольку нет общепринятого научного определения творческой одарённости, мы будем отталкиваться от определения П. Торренса. Говоря о развитии творческих способностей у детей, мы будем иметь в виду развитие у них творческого мышления и творческого воображения, хотя на самом деле это понятие значительно шире. Существует множество игр, упражнений и заданий в игровой форме, которые способствуют развитию творческого начала у детей младшего школьного возраста. Приведём некоторые из них. Игры и игровые упражнения, способствующие развитию творческого мышления [ 12. С. 74 ]
Читать дальше
Психологическая программа формирования мышления у слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях школы-интерната разработана на основании изучения трудов Л.С.Выготского, В.М. Башиной, В.Е.Когана, О.С.Никольской, К.С.Лебединской и других с учетом принципов общей, специальной педагогики и психологии. Цель программы - формирование мышления слабослышащих детей младшего школьного возраста посредством вовлечения в различные виды деятельности и проигрывания практических, жизненных ситуаций в коллективе и семье. Основные положения психологической программы: • опора на теорию Л.С. Выготского о важности социального фактора развития и на теорию А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина о значимости эмоционального развития ранние периоды жизни; • многоэтапная, постоянная, непрерывная работа в течение всего дня; • единство диагностики и коррекции коммуникативного и эмоционального развития; • развивающее обучение, основывающееся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, формировании зоны его ближайшего развития; • включение всех специалистов школы-интерната, а также родителей в коррекционно-развивающийся процесс; • формирование коммуникативных навыков и эмоциональных переживаний в процессе специальных занятий с детьми, в индивидуальной и групповой работе; • стимулирование эмоционального реагирования и использование его для развития практической деятельности детей, общения и адекватного поведения. Исходя из этих положений, принципиально значимыми в данной социально-педагогической программе являются следующие задачи: 1. Формировать у детей потребности в коммуникативном общении со слышащими взрослыми и сверстниками. 2. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое эмоциональное состояние с использованием коммуникативных навыков. 3. Формировать у детей представление о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных переживаниях, потребностях, желаниях. 4. Повышать психическую активность детей в процессе общения с взрослым и сверстниками. 5. Формировать у детей интерес к коммуникативно-деловому контакту со взрослыми и сверстниками.
Читать дальше
Анализируя вопрос о состав¬ляющих мышления у слабослышащих детей можно сделать вывод, что, несмотря на раз¬личие подхо¬дов к его определению, исследователи единодушно выделяют творческое во-ображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты развития мышления у детей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии мышления детей: развитие воображения; развитие качеств мышления, которые формируют креативность. В творческих играх правила необходимы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей. Игра ребенка по своему содержанию представляет собой подражание деятельности взрослого человека. Понятие функциональной тенденции объясняет факт игры. Каждая игра из всего огромного их многообразия является формой игровой деятельности (как системой ее организации). В литературе разными авторами приводится большое множество классификаций типов и видов игр. Для эффективности развития мышления у слабослышащих детей необходимо соблюдать условия: - развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста; - задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; - творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития мышления. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Изучение уровня мышления у слабослышащих детей младшего школьного возраста показало, что в основном (в 55% случаев) отмечается средний уровень. Это говорит о необходимости проведения работы по развитию мышления. Теоретический анализ предполагает, что эффективное развитие мышления школьника будет проходить в условиях специально организованной игровой деятельности. Эффективность воспитания творчества в детях через игру определяется как возрастными особенностями младшего школьного возраста, так и потенциальными возможностями игровой деятельности, творческой по своей сути. Детские игры, умело направленные учителем, могут стать важнейшим средством, инструментом воспитания тех качеств, которые необходимы или способствуют развитию мышления. Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет возрастные потребности слабослышащего младшего школьника в познавательной активности. Предложенная нами социально-педагогическая программа по развитию мышления у слабослышащих детей младшего школьного возраста успешно реализована, что подтверждается положительными результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.
Читать дальше
1. Абросьченкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре Текст. / В.В. Абраменкова. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010.-416 с. 2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст]/В.Г. Асеев - М., 2006,- с.73 3. Белобрыкина, O.A. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации Текст. / O.A. Белобрыкина // Психолог в детском саду. 2008. - № 2. - С. 5-39. 4. Березина В.Г. Детство творческой личности [Текст]/ В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю.Модестов. - СПб.: Изда - во Буковского, 2004.- 60 с. 5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]/ Д.Б. Богоявленская. - Издательство Ростовского университета, 2003. - 176 с. 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович - М.: Просвещение, 2008. - 464 с. 7. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. 2-ое изд./ В.М. Букатов// М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 2003. – 118с. 8. Бурлакова, Н.С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка Текст / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. — 352 с. 9. Валлон, А. Психическое развитие ребенка Текст. / А. Валлон. — М.: Просвещение, 2012. — 186 с. 10. Венгер, JI.A. Психология Текст. / JI.A. Венгер, B.C. Мухина. М.: Просвещение, 2010. — 336 с. 11. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество [Текст] /Н.Е. Веракса //Вопросы психологии, 1990, №4. с. 5-9 12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 2006. № 6. – с.40-48 13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] /Выготский Л.С. - СПб.: Союз, 2007.- 92 с. 14. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий [Текст] П.Я. Гальперин //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления – М., 2001 15. Григорьева Л.Г. Развитие творческих способностей младшего школьника в процессе трудового воспитания [Текст] /Л.Г. Григорьева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психологи я. – 2011. - №1(4) 16. Губко М.В. Теория игр в управлении организационными системами/ М.В. Губко, Д.А. Новиков. - М.: Синтег, 2002. – 214с. 17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст]/ В.Н. Дружинин. – СПб., 2009. – 135с. 18. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. [Текст] / О.М. Дьяченко. -М.: Междунар. Образоват. Психол. Колледж, 2006. - 197 с. 19. Ершов П.М. Потребности человека/ П.М. Ершов. - М., 2008. – 164с. 20. Зиновкина, М.М. Креативная система образования [Текст] /М.М. Зиновкина //Креативная педагогика XXI века. Тезисы докладов международной научно-практической конференции ученых и практиков сферы образования, 17-20 февраля 1999 г. /Сост. М.М. Зиновкина, Р.Г.Гареев. – М.: МГИУ, 2009.- 145 с. 21. Инденбаум, E.JI. Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности Текст.: автореф; дис. . д-ра психол. наук / Е.Л. Инденбаум. — М., 2011. — 40 с. 22. Ипатова, В.В. Развитие «Я-концепции» у детей с двигательными нарушениями Текст.: дис. . канд. психол. наук / В.В. Ипатова. — СПб., 2010. 227 с. 23. Кисова, В.В. Формирование саморегуляции как общей способности к учению средствами продуктивных видов деятельности у дошкольников с задержкой психического развития Текст.: дис. . канд. психол. наук / В.В. Кисова. Н. Новгород, 2010. - 224 с. 24. Кларин М.В. Образовательные возможности игры/ М.В. Кларин. – М., 2005. – 108с. 25. Колосов Д.В. О психофизиологии творчества [Текст] / Д.В.Колосов, Е.Н.Соколов // Психологический журнал. 2003. Т. 14. №.6. - С. 43-54. 26. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие [Текст] /В.Т. Кудрявцев // Психол. журн. 2001. № 5-6. 27. Кулюткин Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст]/ Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб., 2002. – с. 98. 28. Методы психологической диагностики. [Текст]/ Выпуск 2- под. редакцией Воронина А.Н. – М.; 2004 – 202 с. 29. Мухина, B.C. Психология детства и отрочества Текст. / B.C. Мухина. М.: ин-т практической психологии, 2010. — 488 с. 30. Петровский А.В. Основы теоретической психологии [Текст]/ А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.: ИНФРА, – 2008. – 138с. 31. Подласый И.П. Педагогика [Текст]/ И.П. Подласый. - М.: Владос, 2011. – 248с. 32. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст]/ Я.А. Пономарев. – М., 2012. – 321с. 33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн – Спб: Питер, 2002. – 720с. 34. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории [Текст] /С.Л. Рубинштейн // Исследование проблем психологии творчества. 2000. № 3. – 34-46 35. Семенов С.Ю. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления [Текст] / С.Ю. Семенов // Исследования проблем психологии творчества. - М., 2003.- С. 27-62. 36. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических вузов и училищ Текст. / Е.О. Смирнова. М.: Школа-Пресс. — 2012. — 384 с. 37. Степанов С.Ю. Исследование проблем психологии творчества [Текст]/ С.Ю. Степанов, И.Н.Семенов, В.К.Зарецкий. - М., 2003. - С. 101-133. 38. Холодная М.А. Психологический статус когниктивных стилей: предпочтения или « другие» способности? [Текст] / М.А. Холодная // Психологический журнал .2006. Т.17.№ 1. С.61- 70. 39. Шаров А.С. Психология познания человека [Текст]/ А.С. Шаров. - Омск, 2004. 40. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. № 3. 2006 . С.28- 34.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Деловые коммуникации
Количество страниц:
7
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Деловые коммуникации
контрольная работа
Налоги
Количество страниц:
10
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Налоги, налогообложение и налоговое планирование
контрольная работа
Нейропсихология
Количество страниц:
11
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Нейропсихология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image