1. Методика по восстановительному обучению при пространственной агнозии.
Данный вид работы подчинен главной задаче восстановления высших, обобщенных уровней пространственно-ориентировочной деятельности. Эта работа включает следующие направления:
• восстановление схематических представлений о пространственных соотношениях объектов действительности. С этой целью предлагаются такие упражнения, как поворот фигуры в пространстве. Сначала эта работа проводится на материале, оформленном ситуативно, сюжетно: больному предъявляют макет комнаты с фигуркой стоящего посредине человека и про¬сят повернуть ее лицом к двери. Затем дается инструкция повернуть фигуру к себе и от себя. С течением времени опора на ситуацию устраняется и осуществляется переход к оперированию геометрическими фигурами — реальными, затем — рисованными;
• работа с географической картой, которая включает:
— нахождение сторон и частей света;
— нахождение тех или иных объектов — стран, городов, рек и т.д.;
— перенос географических объектов с обычной карты на немую;
— самостоятельное заполнение немой карты с предварительным ознакомлением с данной местностью по обычной карте;
• работа с часами:
— «оживление» роли цифр, стрелок, делений на минуты и т.д. Подобное «оживление» может проводиться с помощью обыгрывания наиболее стереотипных значений понятия времени и его компонентов. Так, обсуждаются понятия «полночь», «полдень», «5 минут», «минута», «час» и пр., в прямом и переносном смысле. Приводятся примеры из хорошо знакомых больному произведений художественной литературы, текстов песен, сказок, кинофильмов и т.д.;
— расстановка стрелок на часах соответственно заданному времени;
— анализ различий при симметричном расположении стрелок в правой и левой части циферблата;
— списывание с циферблата цифр по расставленным стрелкам; — самостоятельное обозначение заданного времени на немых часах и т.д.;
— схематическое изображение пространственных ситуаций на чертеже-плане пути, комнаты и т.п. В дальнейшем пространственные ситуации предъявляются вне вербального контекста;
• идентификация аналогичных пространственных ситуаций, в которых участвуют различные объекты. Например, больному предъявляется ряд рисунков: кошка на стуле, книга па столе, книга в ящике, собака под стулом, лампа над столом, посуда в буфете, тапочки под кроватью, птица над домом, книги в портфеле, ваза на шкафу и т.д. Больной должен указать те рисунки, на которых изображены аналогичные пространственные ситуации;
• соотнесение реальных пространственных ситуаций с их схематическим изображением. Для облегчения решения этой задачи в начале обучения реальные рисунки и схемы сопровождаются подписями в виде предлогов. Затем эти подписи убираются, и больной оперируют «голыми» рисунками и схемами;
• уточнение значений слов с пространственным значением (внизу, вверху, далеко, близко, сбоку, рядом, в отдалении, направо, налево и т.д.), а также автоматизация этих слов в собственной речи больного.
2. Методика по восстановительному обучению при апраксии.
Необходимо учесть множество факторов заболевания, чтобы понять прогноз и то, какие методы лечения следует применить. Учитывается характер и степень поражения, возраст больного. В современной врачебной практике нет специфического лечения. Применяют трудотерапию, физиотерапию, которые способны помочь больному восстановиться.
Следует учитывать то, что все препараты, функция которых замедлить прогрессирование деменции, не эффективны в отношении апраксии. Функции больного улучшаются, его жизнедеятельность становится безопасной, если применять физиотерапию.
Апраксия проявляется в нарушении возможности действовать целенаправленно. Если же поражается моторика, то больной не в состоянии сделать себе чашку кофе.
Необходимо сразу же обратиться к неврологу или психиатру, если есть малейшее подозрение на апраксию. От причин и вида нарушений зависит то, какой специалист будет проводить лечебную терапию. В большинстве случаев больным апраксией требуются специальные, индивидуально подобранные лечебные мероприятия. В них включается работа с логопедом, трудовое обучение, физиотерапия. Члены семьи должны помнить, что больным необходим постоянный уход, помощь и поддержка.