Наиболее характерными чертами государственного аппарата России конца XVII – первой четверти XVIII вв. явилось перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную. Причинами и предпосылками этого процесса были серьезные изменения в социально-экономическом развитии страны, в основе которых лежал генезис капиталистических отношений, резкое обострение борьбы крестьян против феодалов.
При Петре I Россия преобразовалась. Изменилась вся сфера государственного управления, что повлекло за собой значительно укрепление государственности страны. Экономика быстро развивалась: увеличивались производства, внутренняя и внешняя торговля. Система государственного управления, сформированная при Петре I, сохранилась до 70-х гг. XVIII в.
Целью написания контрольной работы является исследование реформирования государственного аппарата России в конце XVII-первой четверти XVIII вв.
Задачи исследования:
- рассмотреть утверждение абсолютизма в России;
- исследовать реформы Петра I
Читать дальше
Переход к абсолютизму в России ускорила Северная война, и в первой четверти XVIII в. он получил свое завершение. Именно в эпоху правления Петра I были сформированы регулярная армия и бюрократический аппарат государственного управления, произошло фактическое и юридическое оформление абсолютизма.
Характерной чертой абсолютной монархии является сосредоточение власти в руках одной личности. Однако это не является единственным признаком. Египетские фараоны и римские императоры также обладали такой властью, но в этих государствах абсолютной монархии не было. Для формирования абсолютной монархии необходима ситуация перехода от феодализма к капитализму. И, несмотря на то, что такой переход разные государства переживали в разный период времени, для него характерные общие признаки. Абсолютной монархии присуща наивысшая степень централизации, бюрократический аппарат, полностью зависящий от монарха, сильна регулярная армия. Такими признаками характеризовался и российский абсолютизм.
Регулярную армию и флот Петр сформировал еще в начале XVIII в. Рядовой состав комплектовали на основе рекрутских наборов из числа посадских людей и крестьян, в офицерский корпус входили в основном дворяне. Для солдат и офицеров служба в армии стала пожизненной. Помимо этого, офицеры перестали получать за службу в армии поместья и крестьян, и были переведены на государственное содержание.
Основной внутренней функцией армии являлось подавление восстаний и народных волнений. Так же армия выполняла и другие задачи: со времен правления Петра ее широко использовали в государственном управлении в качестве принудительной силы. Совместно с армией для подавления своих политических противников абсолютной монархией использовались специально созданные для этих целей карательные органы – Преображенский приказ, Тайная канцелярия и др.
Особенностью российского абсолютизма являлось то, что его формирование совпало с развитие крепостничества, тогда как в большинстве стран Европы абсолютизм складывался в условиях развития капитализма и отмены крепостного права.
Читать дальше
Реформа центрального управления. Реформы высших органов власти начала XVIII в., традиционно подразделяются на три этапа:
- 1699 – 1710 гг. – происходят частичные преобразования;
- 1710 – 1719 гг. – ликвидируются прежние центральные органы власти и управления, формируется Сенат, появляется новая столица;
- 1719 – 1725 гг. – образуются новые органы отраслевого управления, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления и финансово-налоговая реформа.
Реформа центрального управления являлась одним из первых преобразований Петра. Необходимо отметить, что данная реформа продолжалась длительное время, так как ее основой была необходимость полной перестройки работы органов власти России.
На начальном этапе изменения коснулись только Боярской думы, которую переименовали в Ближнюю канцелярию. Таким образом царь отдалил от власти бояр, и сконцентрировал власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии.
Следующим этапом стало формирование Сената, как главного органа правительства в стране. Произошло это в 1711г. Сенат стал одним из ключевых органов управления страной и обладал самыми широкими полномочиями: законодательными, распорядительными, судебными, а так же контрольными функциями за другими органами.
В Сенат входило 9 человек, являющихся представителями знатных родов. В таком виде Сенат функционировал до 1722 г., когда императором была утверждена должность генерал-прокуроа, контролирующего законность деятельности Сената. А до этого данный орган являлся самостоятельным и не нес никакого отчета.
В течение 1718 – 1720 гг. царь-реформатор избавлялся от последнего наследия своих предшественников – приказов. Приказы были ликвидированы, а их место заняли коллегии. Фактически коллегии ни чем не отличались от приказов, но в целях коренного преобразования аппарата власти Петр совершил данное преобразование. Были созданы следующие органы:
- коллегия иностранных дел, в ведении которой находилась внешняя политика государства;
- военная коллегия, занимавшаяся сухопутными войсками;
- адмиралтейская коллегия, контролирующая морской флот;
- канцелярия юстиции, занимавшаяся судебными делами, включая уголовные и гражданские дела;
- берг-коллегия, в ведении которой находилась горная промышленность страны;
- мануфактур-коллегия, занимавшаяся всей мануфактурной промышленностью государства.
Читать дальше
Итогом административных преобразований в России в конце XVII-первой четверти XVIII вв. явилось полное утверждение абсолютной монархии. Государь получил неограниченное и бесконтрольное управление страной при помощи чиновников, полностью от него зависящих. Неограниченную власть монарха законодательно выразили Духовный регламент и 20-й артикул Воинского устава: власть монарха самодержавная, сам Бог поваливает ей повиноваться. Утвердившийся в России абсолютизм внешне выразился в принятии Петром I в 1921 г. титула императора и наименования «Великий».
Отличительной чертой петровского законодательства от предыдущего являлась меньшая казуистичность, более высокий уровень обобщений, четкая схема и последовательность. Петр требовал, чтобы законы имели четкие формулировки и ясность: «Законы надлежит писать ясно, чтобы их не перетолковывать». Одновременно с этим, содержания и названия законов отражали пристрастия Петра ко всему западному. Созданный Петром идеал справедливого и рационального государства, которое регулируется хорошими законами, в итоге оказался утопией. Новая государственная машина с централизованным и бюрократизированным аппаратом управления в общем работала намного эффективней старой, но в нее была заложена «мина замедленного действия».
Как пишет в своей книги «Время петровских времен» Е.В. Анисимов: «Бюрократия является необходимым элементом структуры государства нового времени. Но в условиях российского самодержавия, когда воля монарха никем и ничем не ограничивается и является единственным источником права, когда чиновники не отвечают ни перед кем кроме своего начальства, образование бюрократического аппарата, стала своего рода «бюрократической революцией», которая запустила вечный двигатель бюрократии в нашей стране».
Читать дальше
1. Батычко В.Т. История отечественного государства и права в вопросах и ответах., 2005г – 73 с.
2. Земцов Б.Н. История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. – М.: 2009. – 336 с.
3. История государственного управления в России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319 с. - (Серия «Государственное и муниципальное управление»).
4. Пашкевич Д.А. История государства и права России. Электронный ресурс. http://www.be5.biz/pravo/ipda/toc.htm
5. Соборное уложение 1649 г. Выверено по изданию: М.Н.Тихомиров, П.П.Епифанов М., Изд-во Моск. ун-та, 1961. Электронный ресурс. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm
Читать дальше