Для успешного управления предприятием, необходимо грамотно организовать деятельность персонала, что в свою очередь требует, как управленческих и организаторских способностей, так и знаний психологий. Таким образом, главным вопросом становится постановка проблемы: «Что такое психология менеджмента? Для чего это нужно? И нужна ли психология менеджмента для успешного управления предприятием?»
Рассмотрим эту проблему более подробно.
Для определения понятия «психологии менеджмента», начнем с основ, которые характеризуют психологический портрет личности.
Так, русский психолог академик Б.Г.Ананьев обосновал, что каждый человек обладает яркой индивиду¬альностью, которая является интегральным свойством, объединяющим его природные и личностные особенности. Он считает, что на основе оценки свойств личности можно создать ее психологиче¬ский портрет, состоящий из следующих основных компонентов: направленности, интеллектуальности, эмоциональности, общительности, самооценки.
Существует и вторая типология, которая определяет основные доминантные психологические функции человека: мышление, ощущение, чувства, интуиция. Главными факторами в этой типологии выступают явления, которые опреде¬ляют отношение человека к миру в целом.
Таким образом, в обеих классификациях, основополагающим является изучение темперамента. При этом, знание и учет особенностей темперамента является важным условием для обеспечения совмести¬мости в группе и эффективности деятельности, а также оптимального распределения заданий.
При этом, свойства темперамента неразрывно связаны и с другими свойствами личности, например – с особенностями характера.
Так, Н.И.Кабушкин выделяет следующие типы характера: истероидный, неустойчивый, конформный, гипертимный, циклоидный, лабильный, сенситивный, психастенический, шизоидный и эпилептоидный типы характера.
Но при этом лишь для половины людей подходит такая классификация, для остальной половины – характерны смешанные типы.
Особенности личности, относящиеся к характеру – это устойчивые особенности поведения человека.
В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающие отношение личности к : труду, коллективу и обществу, к самому себе, и к вещам.
У современных теоретиков есть различные суждения о том, какими качествами и чертами харак¬тера должен быть наделен идеальный менеджер. Считают, что уже давно утвердились американская и английская системы качеств и черт характера менеджера: развитость ума, коммуникабельность, лидерство, умение принимать решения, твердость, дружелюбие, организаторские способности, цель¬ность характера, продуктивность, заинтересованность в людях, знание специальности.
При наблюдении за руководителями, можно выявить такой факт, что вся их деятельность стремится к нахождению оптимального пути между человеком и производством. При этом можно выделить следующие противоречия:
А) при стремлении повысить производительность труда, не реагируя при этом на желания и потребности человека, результат такой деятельности будет плачевным;
б) при стремлении максимально уделить внимание человеку, не обращая на производство, результат также будет оставлять желать большего..