Актуальность темы.
Наша тема при всей кажущейся простоте требует определенной дисциплинированности в изложении. Здесь важна связанность и многогранность понимания темы и не менее важны точные определения.
Управление, управленческий труд, сопровождает всю историю человечества. Эта тема неизменно связана с властью и политикой и ее можно трактовать достаточно широко. Превращение управленческой деятельности в особый вид, отличный прочих видов деятельности, связано с кооперацией труда, которая возникает еще в древнем мире, а оформляется в первых цивилизациях.
Отдельные признаки выделения управленческой деятельности в самостоятельную появляются уже в древнейших цивилизациях Шумера, Аккада и Египта, в сообществах Китая и Индии: здесь повсеместно происходит образование двух типов управления – религиозного (духовного) и светского. На ранних стадиях они совмещались и фараон Египта был как высшим светским правителем, так и верховным жрецом. Об этом периоде известно, что с управлением связаны и первые начала наук: письмо, счет, геометрия и астрономия возникли вместе с управлением и нередко ранние научные знания совмещались с религиозными церемониями именно в управлении. Эта труппа высшего руководства цивилизаций имела свою иерархию: такая структура заведовала сбором налогов, управляла использованием государственной казны и ведали правовыми и имущественными делами. Писцы и жрецы вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые определяют содержание управленческого процесса.
Между тем менеджмент как массовое явление возник исторически не так давно, вместе с индустриальной цивилизацией и внутри нее. Но сегодня это явление не локальное, а присущее человечеству в целом. Возникший внутри экономического поля, менеджмент – это особый и важнейший механизм в развитии человечества на его нынешнем этапе.
В настоящее время точное понимание того, чем является современный менеджмент и чем он отличается от исторически традиционного социального управления является очень актуальной задачей.
Итак, предмет нашего доклада – установление связей и различий между управлением и менеджментом.
Цель доклада – найти существенные признаки связи и различия этих понятий и терминов.
Структура доклада. Это введение, две части и заключение со списком литературы.
Читать дальше
Типы управления
История свидетельствует, что менеджмент – явление западное, порожденное индустриальной цивилизацией. Между тем самая емкая теория управления возникает в ХХ веке именно в России. Речь идет о «Тектологии» А.А. Богданова, в основу которой положены представ¬ление о единстве строения и развития любых систем. Понятие «управление» имеет отношение ко всем типам систем (абиотические, биотические, социальные) и мы можем выделить, соответственно, четыре типа управления: управление в неживом мире, в биосистемах, в обществе (управление в технике и управление людьми). На основе этой типологии можно принципиально различить по объему понятия управление и менеджмент: управление имеет отношение к любым системам, менеджмент – только к социальным (а точнее – только к организациям) [2].
Два типа управления в обществе
Управление в обществе существовало во всей истории челове¬чества, а вот понятие менеджмента сформировалось только к концу Х1Х века. Управление в обществе – это процесс оптимального использования ресурсов организации для достижения ее целей. Чтобы получить более точное понимание, следует оговорить, что есть организация, откуда ее цели, каковы ее ресурс. И как осуществимо в ней управление.
Сущность социального управления может быть раскрыта на основе использования достижений различных наук, изучающих отдельные стороны управления, ее воздействия на управляемую систему и т.д. Аспектов у данной темы достаточно много.
В сегодняшней ситуации социальное управление представляет собой очень сложную, комплексную систему, использующую массу разнородных данных. Управление предполагает разработку целей, принципов, системы методов управления, инструментов реализации и контроля. Оно включает органы управления, кадры управления, технологии управления. Можно отдельно говорить о его функциях: планирование, организация, руководство, координация, мотивация, контроль.
Органы и процессы управления различаются на различных уровнях и неодинаковы в различных организациях. В управлении необходимо учитывать и согласовывать многообразные вопросы – политические, экономические, организационно-технические и социально- психологические.
В процессе управления осуществляется объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации и участников в единое целое. Исследования процессов синтеза всех элементов в единое целое, изучение управления как целостного, комплексного и конкретного социального явления и является предметом изучения управления.
Управление представляет собой сложное субъект-объектное соотношение. Управленческая деятельность становится все более научно обоснованной благодаря развитию теории управления, но в то же время она остается областью творчества, искусством управления. Эффективность системы управления обеспечивается умением руководителей, его способностью овладеть искусством творческого применения в конкретных ситуациях научных принципов управления.
Читать дальше
Место менеджера массово появляется как особая функция в организа¬циях, живущих в условиях рынка, в период восхождения индустриальной цивилизации. Не так важно, когда именно, но важно, что исполняет он машинную функцию удержания и реализации поставленной ему цели. Эта цель ставится ему извне, как формализовано, так и в терминах «ожидаемой прибыли» для акционеров – это тоже ничего не меняет в наших рассуждениях. Ему нужно достичь поставленной цели и использовать организацию и внешнюю среду как ресурс для ее достижения.
Назначение менеджера – держать цель организации. Отсюда функции менеджера, отрефлектированные еще в начале ХХ века практику¬ющими менеджерами и НОТовцами.
Все эти функции можно описать технически и потому они могут быть в пределе имитированы на машинах и во многих аспектах заменены машинами. Это уже происходит в реальности, хотя и неравномерно для разных функций менеджмента:
- функция создания планов уже во многом машинизирована (но пока не автоматизирована),
- функция руководства, если свести ее к выдаче руководящих указаний постоянно производится с применением технических средств;
- функция контроля – в общем, тоже.
Некоторые сложности возникают с организацией и регулированием, но это вопрос времени. Рассмотрим их подробнее.
Читать дальше
Поскольку «Заключение» представляет собой итог, мы рассмотрим краткое содержание работы.
Мы прошли два этапа.
В начале мы рассматривали теоретические аспекты темы. Был произведен анализ наиболее важных понятий и терминов, прежде всего, организации, управления, менеджмента и его функций.
Мы выделили типы управления и определили специфику социального управления, а затем и менеджмента как управления в условиях рынка.
Нами были рассмотрены такие взаимосвязанные темы, как Управление и Менеджмент. Далее мы рассмотрели дуальность управления, определили специфику лидера и менеджера внутри единого процесса управления.
Вторая тема – это уровни и функции менеджмента. В результате анализа литературы и изучения существующих подходов, мы получили наиболее общую модель менеджмента через систему схем, иллюстрирующих основные понятия.
Последняя часть была посвящена собственно функциям менеджмента.
Смысл данной работы состоял в том, чтобы показать основные моменты, относящиеся к теме управления и менеджмента. И примененный здесь понятийный аппарат помогает это сделать.
Обращаясь к вопросу об управлении организациями и менеджменте отметим, что процесс накопления качества и количества знаний в этой области был в ней весьма непростым. Мы проследили только основные схемы, относящиеся к менеджменту, и выяснили, что сама эта деятельность имеет отношение к технико-технологической части управления организации.
Функции менеджмента – это практически неисчерпаемая тема, у которой есть уже своя вековая история. В нашем времени они претерпевают «возгонку» – все более рационализируются и логизируются, отрываясь от живой ткани своего исторического происхождения. Но в этом поступенчатом росте знания и состоит функция науки. Глядя в прошлое, мы смотрим и в будущее.
Если попытаться высказать свою точку зрения на тему доклада и ее видение в перспективе развития в экономике, то она такова: менеджмент есть деятельность машинная и деятельность в условиях рынка. В то время как управление – более широкое понятие, включающее как работу с организацией, так и работу с группой. Поэтому менеджмент со временем и отойдет машинам, а управление как было прерогативой людей, так и останется.
Читать дальше
1. Антонов В.Г. Теория менеджмента : учебник. – М.: Питер, 2009.
2. Богданов А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х книгах. – М.: «Экономика», 1989.
3. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Проспект, 2014. – 1104 с.
4. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов.– 5-е изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005. – 560 с.
5. Лапыгин Ю.Н. Теория организаций: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В. Всемирная история управлен¬ческой мысли. – М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2007.
7. Маршев В.И. История управленческой мысли : учебник. – М: ИНФРА-М, 2010.
8. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003.
9. Сергеев С.А. История управленческой мысли : Учеб. Пособие. – Казань: Каз. гос. технол. ун-т, 1999.
10. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнёва, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 669 с.
11. Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. – М: Рес¬публика, 1992.
12. Фролов С.С. Социология организаций. – М., 2001.
13. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.
Читать дальше