Для правильного развития речи ребенка очень важным является его полноценные слух и зрение. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка.
Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка, большую роль начинает играть слух [5. C. 36].
Слуховое и зрительное восприятие - одна из важнейших форм восприятия, из чего складывается картина мира, и представляет собою чрезвычайно сложный процесс, в результате которого и возникают слуховые ощущения и их комплексы, которые представляют собою слуховой образ.
Слуховое и зрительное восприятие ограничено диапазоном упругих волн, и порогами по громкости, частоте, и по амплитуде.
Но в звучащем мире существует собственное содержание, когда предметом восприятия является звуковое содержание, или восприятие мира, как его чувственного отражения. Восприятие этого содержания образует самые важные проблемы в слуховом восприятии вообще. Дело в том, что особое звуковое содержание предъявляет и особые требования к механизму слухового и зрительного восприятия, к работе слухового и зрительного восприятия, и требует работы сложной слуховой системы человека[9. C. 22].
Дифференцируются две слуховые подсистемы это, во-первых, речь как порождение слухового и зрительного восприятия и соответственно речевой (фонематический) слух. И, во-вторых, мир музыки, то есть, собственно звуковое содержание, и музыка как предмет слухового и зрительного восприятия.
По материалам психолого-педагогических исследований в настоящее время отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в речевом развитии. Среди них выделяется группа детей, у которых при сохранном интеллекте, слухе и зрении наблюдаются слабо выраженные (или, как их еще называют, парциальные, частичные) нарушения речи, проявляющиеся в нарушении звукопроизношения и фонематического восприятия [5. C. 36].
Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании» .
Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки [17].
Под фонетико-фонематическим недоразвитием речи понимают нарушение процессов формирования произносительной системы род¬ного языка у детей с различными речевыми расстрой¬ствами вследствие дефектов восприятия и произноше¬ния фонем [7. C. 99].
По мнению ведущих логопедов Воробьевой В.К., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А. , дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи обычно мало выделяются среди своих сверстников и поэтому не вызывают особой тревоги у родителей [10; 15].
Они поступают в общеобразовательную школу, где сталкиваются с рядом трудностей учебного и личностного характера, с трудом овладевают грамотой, пишут со специфическими ошибками, не успевают за темпом работы класса и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.
Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем.
При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
Изучением фонетико-фонематического недоразвития занимались такие авторы как Л.Ф. Спирова, ГА. Каше, Т.Е. Филичева, Т.В. Туманова, Н.А. Никашина Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, и т.д.
Проблема готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями Г.А.Каше, Филичева Т.Б., Г.Р.Шашкина, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Н.И.Непомнящая, С.Штребел, Д.Б.Эльконин [6; С 50].
Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.
Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления поэтому кроме выше указанных составляющих готовности к школе мы выделяем дополнительно еще одну – уровень речевого развития.
При разнообразии теоретических и практических подходов к данной проблеме мало исследованным оказался вопрос подготовки к школьному обучению детей с речевыми отклонениями.
В педагогической практике ДОУ прямой перенос методических подходов, рекомендуемых для детей с нормальным развитием, к детям с речевыми отклонениями оказывается неэффективным. Об этом свидетельствуют данные Института возрастной физиологии: нарушения письма и чтения отмечаются у 40-60 процентов российских школьников, обусловленных ФФН [3; С 64].
Отсутствие специально разработанных методических рекомендаций для педагогов приводит к тому, что у обозначенной группы детей недостаточно сформированы предпосылки к полноценной учебной деятельности, что становится одной из причин проявлений специфических нарушений в письменной речи и чтении, неуверенности в себе и, как следствие, нередко отставание в учебной деятельности.
Таким образом, в рамках общепедагогических проблем остро встает проблема эффективной и целенаправленной подготовки детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению в общеобразовательной школе.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение слухового и зрительного восприятия и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
На важность и необходимость своевременного формирования слухового и зрительного восприятия и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.
Цель исследования – подобрать и апробировать диагностический комплекс направленный на выявлении особенностей слухового и зрительного восприятия детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования - слуховое и зрительное восприятие у детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования особенности слухового восприятие детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза мы предполагаем, что с помощью подобранных нами методик будут выявлены следующие особенности: слухового и зрительного восприятия детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
- Недифференцированное произношение пар или групп звуков.
- Замена одних звуков другими, имеющими более сходных по звучанию.
- Смешение звуков.
Задачи
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей слухового и зрительного восприятия детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
2. Подобрать диагностический комплекс направленный на изучение слухового и зрительного восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи и реализовать его.
3. Провести анализ диагностики и сделать выводы.
4. Дать рекомендации по развитию слухового и зрительного восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
Методологическую базу исследования составили:
Исследования детской речи в онтогенезе Н.Х. Швачкина, Р.Е.Левиной; учения об этиологии нарушения речи Л.С. Выготского, А.Е. Лурия и др.; исследования форм речевой патологии Р.Е. Левиной и др. исследователями.
Кроме этого в написании своей работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как А.Н.Гвоздев, Д.Б. Эльконина., В.И.Бельтюков, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, М.Ф.Фомичева, и др.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
- организационный метод:
- эмпирические методы: экспериментальные (психолого-педагогический эксперимент)
- количественный и качественный анализ результа¬тов исследования.
- интерпретационный метод.
- метод презентации данных.
Экспериментальная база исследования МДОУ «Лазаревский детский сад комбинированного вида № 49» В эксперименте принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объем и структура данного исследования определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.