Поставив вопрос о том, как возможны априорные теоретические суждения, Кант разбивает его на три части:
1. Как возможна чистая математика?
2. Как возможно чистое естествознание?
3. Как возможна чистая метафизика?
Аналогично и познание по Канту проходит три ступени. Первая ступень - чувственное созерцание. На второй, более высокой ступени познание от непосредственного воззрения восходит к анализирующему рассудку. И третья высшая ступень - это разум. Чувственное созерцание, составляет, по Канту, предмет «трансцендентальной эстетики», изучающей все априорные принципы чувственности.
Характеризуя первую ступень познания - чувственное созерцание, Кант создал теорию пространства и времени. Предметы у Канта существуют во времени и в пространстве не сами по себе, не объективно, а лишь постольку, поскольку они воспринимаются нашими чувствами, воздействуют на них. Это субъективно-идеалистическое представление о пространстве и времени, по мнению Канта, является единственно возможным доказательством того, что они действительно всеобщи и необходимы; из опыта это доказательство не может быть почерпнуто, поскольку опыт всегда имеет дело с единичными вещами и никогда не охватывает всех существующих вещей. Следовательно, заключает Кант, понятия пространства и времени являются априорными, т.е. не только не вытекают из опыта, а напротив, предшествуют ему, являясь условиями всякого возможного опыта.
Математика в качестве науки возможна, так как фиксирует свой предмет через априорные формы пространства и времени.
Принципы логического мышления, по Канту, составляют предмет трансцендентальной логики. Кант различает две логики: 1) «обычную» (формальную) логику как «пропедевтику» и 2) «трансцендентальную» логику, высшую форму логики.
«Обычная» или формальная логика изучает формы мышления независимо от содержания. От всякой предметности; она занимается «чистыми формами», функциями мышления, не интересуясь ни его происхождением, ни связью его с объектом.
Выход за пределы «пропедевтической» логики дает, по Канту, «трансцендентальная» логика, которая имеет всеобщий и необходимый характер. Речь здесь идет о всеобщности и необходимости априорных форм рассудка и разума.
Трансцендентальную логику Кант делил на две части: трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику.
Трансцендентальная аналитика является учением о рассудке. Рассудок Кант рассматривал как вторую ступень познания. На первой ступени познания в результате воздействия «вещи в себе» (объективный мир как таковой, возбуждающий наши органы чувств) на органы чувств возникает хаос ощущений.
Читать дальше