Несовершенная конкуренция представляет собой такую модель рынка, экономическую систему, в которой не реализуется как минимум одна из характеристик, присущих модели чистой (совершенной) конкуренции. Можно выделить следующие характерные особенности модели несовершенной конкуренции как рыночной структуры:
- ограничение числа хозяйствующих субъектов, действующих в отрасли;
- ограничения относительно свободы входа и выхода в/из отрасли (или монополистического объединения);
- контроль над установлением цен на рынке (ценовое доминирование) – возможность установления монопольных цен (более высоких по сравнению с ценами, действующими в условиях модели совершенной конкуренции);
- диверсификация направлений, разновидностей и способов конкурентной борьбы;
- применение комплекса инструментов менеджмента и маркетинга для управления и контроля над рыночной ситуацией;
- появление и развитие государственно-монополитисческих объединений.
В рамках модели несовершенной конкуренции принято выделять пять основных разновидностей рыночных структур: монополию (чистую монополию), монополистическую конкуренцию, олигополию. Если оценивать рынок с точки зрения количества покупателей (при наличии достаточно большого количества производителей на рынке), то можно выделить следующие модели - монопсонию и олигопсонию. Монопсония предполагает наличие на рынке одного крупнейшего покупателя, олигопсония – нескольких крупных покупателей.
Зарождение и формирование модели несовершенной конкуренции связано с формированием и развитием монополистических форм хозяйствования. Впервые эти формы объединений стали появляться на рубеже XIX- XX вв., толчком к их появлению послужил научно-технический прогресс. Данный технологический переворот привел к значительной концентрации и централизации производства и капитала, их сращиванию, трансформации моделей существующих рынков. В то время экономические кризисы преимущественно воздействовали на крупномасштабное производство. Они приводили к возрастанию коммерческих рисков и удлинению продолжительности времени, необходимого для модернизации производства, увеличения масштабов производства, а также оказывали негативное влияние на спрос со стороны домашних хозяйств, снижали потребительские доходы. В этих условиях выжить на рынке были способны лишь крупные компании и их объединения, т.е. монополии.
Читать дальше