Введение 3 ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования управления конфликтами в организации 10 1.1. Концептуализация феномена организационного конфликта в современной социологии управления 10 1.2. Основные методы анализа причин возникновения конфликта в организации и динамики его протекания 28 Глава 2. Конфликты в современных российских организациях 40 2.1 Конликтологенные факторы в деятельности современных российских организаций 40 2.2 Типология организационных конфликтов 53 Глава 3. Социологический анализ эффективности управление конфликтами в современных российских организациях ( на примере ООО КФХ «Злак») 53 3.1 Основные методики управления конфликтами в современных российских организациях 61 3.2 Сравнительная эффективность различных методик управления конфликтами в современных российских организациях ( на примере ООО КФХ «Злак») 67 Список использованной литературы 74
Мпгу бывший имени Ленина

Управление внутриорганизационными конфликтами в современных российских организациях. Социологический аспект

часть диплома
Психология
76 страниц
87% уникальность
2015 год
11 просмотров
Трофимова Е.
Эксперт по предмету «Конфликтология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
2
3
Список литературы
Актуальность темы исследования. Актуальность рассмотрения темы управления внутриорганизационными конфликтами в современных российских организациях определяется тем, что в современном усложняющемся высокодинамичном мире качество управления организацией все больше становится определяющим фактором эффективности социальных и социально-экономических систем. При этом конфликты на предприятии могут не только снизить эффективность системы, но и привести к ее полному разрушению. Типология внутриорганизационных конфликтов в сфере управления имеет специфическую основу которая вытекает из декомпозиции функций управления как существенного признака типологии конфликтов в этой сфере. Условия возникновения и способы разрешения конфликтов в сфере управления характеризуются такой особенностью, как наличие субъект-объектного отношения по вертикали системы управления, при котором объект с точки зрения конфликтологии одновременно является и субъектом (индивидуумом). Понятие конфликта является многогранным, в сути которого несовместимость целей, интересов, норм поведения и отношений в процессе решения проблемы, имеющей высокую деловую и/или личную значимость для каждой из сторон, и обычно сопровождающееся острыми негативными эмоциями. Типологию конфликтов в сфере управления предлагается строить на основе рассмотрения основных функций управления, которые реализуются в любом типе организаций и инвариантны прочим функциям управления. Осуществление комплекса основных функций управления обеспечивает управляемость системы. Направленность и временные параметры конфликтов в сфере управления могут быть самыми разными. Возможны конфликты межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, а также и внутриличностные. Конфликтом называют отсутствие согласия между двумя или более сторонами – индивидуумами либо группами. Каждая сторона стремится «продвинуть» свою точку зрения или цель и мешает другой делать то же самое. Конфликты проявляются в скрытой или явной форме, однако их основу составляет отсутствие согласия. Отсутствие согласия происходит из-за возникновения несовпадений во мнениях, взглядах, идеях и т.д. Тем не менее, оно не всегда проявляется в виде явного столкновения. Существует множество различных определений конфликта. Разные словари и разные учёные определяют конфликт по-своему. Определение зависит от множества взаимосвязанных аспектов и граней, а также оно зависит от того, к какой стороны рассматривает конфликт та или иная наука или индивид. Но в целом, конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон». Это явление и взаимодействие является динамически сбалансированным. Конфликт понимают как тип взаимодействия индивидов и социальных групп, при котором одна сторона препятствует реализации интересов другой стороны. Иными словами, конфликт – это противодействие двух и более сторон, взаимосвязанных и участвующих в одном социальном процессе. Конфликт – это противоречие между двумя или более сторонами, т.е. конкретными лицами или группами, когда каждая сторона уверена в своей правоте и делает так, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне сделать то же самое. Как мы видим из определения, конфликт – это последствие столкновения разнонаправленных мыслей, мнений. У большинства людей конфликты ассоциируются с насилием и агрессией, они нагружают это понятие отрицательными характеристиками, и это формирует общее негативное отношение к нему. Конечно, в конфликтах есть различные негативные влияния, последствия которых сильно ощущаются людьми. Однако конфликты – не всегда зло. В этом состоит основное их противоречие. Для организации, команд и индивидов конфликты могут являться мощным толчков вперёд. Они являются не только препятствием на пути к достижению целей, но и средой, в которой рождаются инновационные идеи. Конфликт можно рассматривать как ситуацию, как несогласие, как поведение, как противоречие и столкновение разнонаправленных взглядов. Конфликты послужившие причиной принятия решений и развитию взаимоотношений являются функциональными (конструктивными). Конфликты, служащие препятствием к эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). На сегодняшний день существует достаточно много методик по взаимодействию в конфликте, но обучена им лишь незначительная часть персонала организаций. Вступая в конфликт, сотрудник компании должен представлять интересы своей фирмы. В то же время он рискует оказаться под сильным эмоциональным действием своего клиента, который может перейти на личности. В таких непростых условиях крайне важно уметь правильно вести беседу и использовать определенные тактики поведения для достижения согласия. Также немаловажным остается вопрос эмоционального здоровья сотрудников, которые являются наибольшей ценностью для компаний сегодня. Для того, чтобы сотрудники умели снять эмоциональное напряжение, важно обучить их соответствующим методикам. Синдром эмоционального выгорания – это доказанное наукой явление, которое выражается в нарастающем эмоциональном напряжении. При его наступлении, даже при первых проявлениях, снижается качество работы персонала, работающего в близком контакте с людьми. Поэтому крайне важно применять меры по снятию эмоционального напряжения, а также обучать сотрудников выводить такое напряжение на максимально низкий уровень при любом общении с клиентами и коллегами. Таким образом, существует очевидная необходимость в умении правильно анализировать конфликты, управлять ими, видеть их причины и понимать возможные следствия. В свете этих положений актуальность данной работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения управления внутриорганизационными конфликтами в современных российских организациях как проблемы комплексной. Тема «Управление внутриорганизационными конфликтами в современных российских организациях. Социологический аспект» является, на наш взгляд, одной из наиболее изученных, и, вместе с тем, до сих пор имеющей множество дискуссионных вопросов, нуждающихся в подробном рассмотрении. Информационно-правовая проблематика указанной темы разрабатывалась в трудах В.С. Агеева, А.Я. Анцупова, Е.М. Бабосова, О.П, Горбушиной, С.М. Емельянова, М.М. Кашапова, В.П. Ратникова, Е.В. Сидоренко, В.Л. Цветкова и др. Объектом исследования являются внутриорганизационные конфликты в современных российских организациях. Предметом исследования являются особенности управления внутриорганизационными конфликтами в современных российских организациях. Целью данной работы является исследование эффективных способов управления внутриорганизационными конфликтами в современных российских организациях. Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач: 1. Дать определение организационных конфликтов; 2. Рассмотреть методики исследования причин возникновения конфликтов; 3. Выделение способов управления конфликтом; 4. Сформировать типологии организационных конфликтов; 5. Изучение сравнительной эффективности различных методик управления конфликтами в современных российских организациях. Гипотеза: Применение руководством исследуемого предприятия стратегии принуждения поможет существенно сократит число конфликтов среди сотрудников. Информационной базой данной работы послужила историческая, научная и периодическая литература. Исследование проведено в соответствии с научными трудами таких ученых как: 1. Цыганкова Е.А. «Потенциал группового влияния на регулирование внутриорганизационных конфликтов» - с помощью данной работы раскрывается потенциал группового влияния на регулирование внутриорганизационных конфликтов, который проявляется в формах: - нормативного, - социально-психологического, - коммуникативного, - информационного, - оценочного, - статусно-ролевого, - кооперативного влияния, а также посредством физического присутствия, групповых экспектаций - групповых ожиданий, неформального лидерства, групповых санкций. 2. Ан. Ю.Н. «Классификация внутриорганизационных конфликтов и методов управления ими» с помощью указанной работы систематизируются подходы к классификации внутриорганизационных конфликтов и методов управления ими: - анализируется трактовка терминов «управление конфликтом», «разрешение конфликта», «урегулирование конфликта»; - рассматривается классификация внутриорганизационных конфликтов; - дается характеристика методов управления конфликтами и применение структурных методов в управлении внутриорганизационными конфликтами. Также в рамках работы рассматривается актуальность научных исследований связанных с вопросами организации оплаты труда специалистов организации, а именно специалистов бюджетной сферы. К наиболее сложным вопросам планирования и организации работы, которых, относятся проблемы организации труда и заработной платы, соотношения их структурных составляющих: - установления должностных окладов, - введения премиальных выплат и доплат, надбавок, гарантий и компенсаций, - должностного категорирования, - разделения трудовых функций. Данные проблемы обусловлены сложностями в бюджетной сфере, как с кадровым потенциалом организаций, так и внутриорганизационными конфликтами между специалистами отрасли, вызванные необъективностью и непрозрачностью оценки их трудовой деятельности, а как следствие необоснованностью дифференциации в уровнях заработной платы. Обсуждаемые проблемы указывают на направления научно-методических исследований и разработку подходов к оценке труда и результатов трудовой деятельности с целью их совершенствования, в тренерских коллективах организаций и учреждений бюджетной сферы. В связи с этим, поставлены наиболее актуальные и сложные вопросы, связанные с организацией оплаты труда специалистов. Теоретико-методологической базой исследования послужили теории и методологические концепции, представленные в современных трудах зарубежных социологов и экономистов. Наиболее широко использовались такие подходы, как: на протяжении последних лет и выявить причины и факторы перехода Системный подход позволил нам рассмотреть конфликтв в связи со сложными процессами общесистемных трансформаций в исследуемом предприятии,, выделить набор основополагающих свойств системы, указать основные дисбалансы в коллективе предприятия. Исторический метод позволил нам рассмотреть основные этапы развития феномена конфликта от одного этапа к другому. Социокультурный подход позволил нам рассмотреть специфику взаимодействия установок и ценностей в коллективе исследуемого предприятия в процессе их взаимодействия. Эмпирическую базу составляют тренинги разрешения конфликта, проведенный в учреждении ООО КФХ «Злак». Эмпирическую базу исследования составили: исследование, проведенное нами в октябре-ноябре 2014 года на тему «управления внутриорганизационными конфликтами в ООО КФХ «Злак» Объект исследования: персонал ООО КФХ «Злак» Предмет исследования: особенности взаимодействия и климата в коллективе среди персонала ООО КФХ «Злак» Цель исследования: исследование эффективных способов управления внутриорганизационными конфликтами в ООО КФХ «Злак» Задачи исследования: 1. Установить факторы, влияющие на возникновение конфликтов среди сотрудников ООО КФХ «Злак»; 2. Определить наиболее эффективные способы противодействия конфликтам в ООО КФХ «Злак» Исследование было проведено на основе метода анкетирования. Объем и структура данной работы определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Читать дальше
Проблема конфликта относится к числу проблем, имеющих глобальный характер, к тому же ее акту¬альность в последнее время существенно возросла в связи со значительным обострением конфликтов во всем мире. Согласно современным взглядам конфликт считается не¬избежным явлением и охватывает как самые разнооб¬разные аспекты жизни отдельного человека, так и обще¬ства в целом. Общественно-политическая жизнь настоятельно тре¬бует разработки методологии исследования и практи¬ческого применения конструктивных путей разрешения конфликтов в области социальных отношений, решение их с помощью третьей стороны, примирительных про¬цедур, предотвращения конфликтов и их профилактику. Конфликты выступают одним из основных факторов влияния на уровень общественной стабильности любого демократического государства. Конфликты, возникавшие внутри организации, рас¬сматривались как весьма негативные явления. Отмечают, что полное отсутствие конфликта внутри организации — условие не только невозможное, но и не желательна. Конфликты охватывают все виды сферы деятель¬ности людей. Большинство конфликтов назревает в ор¬ганизации. Задача руководителя организации: добиться, чтобы конфликты стали регулируемыми. Поэтому их не¬обходимо изучать и разумно решать в интересах заинте¬ресованных сторон. Важнейшая конфликтная проблема нашего времени — низкий уровень духовности общества. Познание сущности и причин конфликта повышает культуру общения, делает жизнь спокойнее. Проанализировав историю конфликтологии необхо¬димо заметить, что за последнее столетие взгляд на кон¬фликт как на негативное явление, требующее искоренения, уничтожения и т. д., эволюционировал до характерного для современной науки принятия конфликта как неотъ-емлемого элемента социальной жизни, что также опреде¬ленные позитивные функции. Интерес к конфликтам сме¬щается в сторону проблемы их регулирования. В практике работы современных организаций посто¬янно возникает необходимость в выборе различных ме¬тодов воздействия на конфликты и управление ими. Для их эффективности важно подбирать конкретные ме¬тоды и формы в зависимости от того или иного вида кон¬фликта, а для этого необходимо уметь своевременно опре¬делить, к какому состав виду он относится. Как считает Ф. Глазл, многие англо-американские авторы делают упор в своих определениях на противоречиях целей или интересов, которые преследуют стороны, но не дают четкого определения понятия «конфликт» . Из всех определений дефиниции «конфликт» возникает ряд вопросов. Какие противоречия являются значимыми и что такое противоречие вообще и чем они отличаются от конфликтов. Практически никто, за исключением Ю.В. Рождественского, не определяет противоречие как речевое действие. Он выделяет три стадии развития борьбы интересов, которые приводят к конфликту. «Действия в этой борьбе можно поделить как бы на три стадии интенсивности: различия во мнениях, противоречия в дискуссиях и прямая борьба в виде конфликтов в действиях». Таким образом, различием мы будем считать любое высказывание авторитарного типа от 1 лица в утвержденной форме в любом виде словесности . Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления . Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий. С нашей точки зрения, противоречием можно считать диалог, т.е. речевое действие, когда высказываются различия сторон . Конфликтом мы будем считать любые речевые действия сторон, направленные на нанесение ущерба любого рода противоположной стороне. Таким образом, конфликт - (от лат. «connflictus» - столкновение) - столкновение противоположно-направленных целей, интересов, позиций, мнений .
Читать дальше
Причин и источников конфликтов может быть очень много, поэтому следует разбить их на группы и типы. Итак, для начала разобьём причины и источники на две большие группы: объективные и субъективные. Объективные причины возникают вследствие конкуренции за ресурс или рабочее место, различий во взглядах и оценках, расхождения целей. Субъективные причины основаны в основном на факторе личности, строении организации и организационной культуре. I. Объективные причины 1. Борьба за ограниченные ресурсы. (Конфликт распределения). Ресурсы ограничены даже в компаниях-гигантах. Менеджмент любой организации должен решать вопросы о том, какому отделу, сотруднику или команде нужно отдать часть ресурсов, а также в каких именно долях это сделать для максимизирования эффективности деятельности и скорейшего достижения поставленных целей. Люди всегда хотят большего, а не меньшего. Но споры возникают не только по поводу количественных и качественных аспектов распределения ресурсов, но и по поводу принципов самого распределения. Конфликты, причиной которых является непонимание схемы и принципа распределения ресурсов, а также недовольство по этому поводу, являются более идейными и конструктивными. 2. Изменения (инновации). Многие люди так устроены, что плохо принимают перемены. Когда в организации что-то меняется, это неизбежно приводит к конфликтам. Причём, изменения могут быть самыми разными: может меняться оргструктура, цели, миссия, полномочия и ответственности на отдельных должностях, может внедряться новое оборудование, проводится перераспределение функций и т.п. Любые инновации затрагивают личные интересы работников в различной степени, и многие из них не желают принимать эти изменения, отторгают их. 3. Позиционные причины. Этот вид включает в себя конфликты за лидерство и признание, а также за «место под Солнцем», то есть за желаемые должности. Такого рода конфликты могут возникать из-за повышенной чувствительности сотрудников к благодарности руководителя. Если они считают, что начальник выражает необоснованную признательность какому-то одному сотруднику, тут же могут возникнуть интриги и борьба за власть. Наряду с обычной трудовой деятельностью, то есть выполнением своих обязанностей, часто возникают процессы инициативы и соперничества за признание, лидерство и лучшую должность. Любые проблемы могут намеренно и скрыто использоваться в борьбе за власть. Такие конфликты чаще всего возникают в линейно-функциональной организационной структуре между параллельными (одного уровня) менеджерами. 4. Неудовлетворительное качество информации, коммуникации. Такие конфликты возникают вследствие того, что информация, переданная одной стороной, неудовлетворяет требованиям другой стороны, может сбить с толку, что повлияет на качество и скорость выполнения работы. Существует множество информационных факторов, которые могут привести к конфликту: дезинформация, слухи, неточность информации, временны'е разрывы, надёжность источников и т.д. 5. Различие в целях групп и отдельных работников. Часто различные отделы имеют свои специфические задачи и цели. Иногда, эти цели сталкиваются и мешают друг другу. Например, отдел продаж стремится больше продать, но не может этого сделать, так как производство не может предоставить большой объём товара, потому что их основная установка – качество, а имеющихся мощностей недостаточно в силу того, что отдел, занятых обслуживанием оборудования работает неэффективно из-за того, что отдел кадров нанял низкоквалифицированных сотрудников. Следовательно, возникают конфликты между отделами. Другой пример: один член группы чувствует, что слишком много трудится и решает «снизить обороты», группа же считает, что если он не будет прикладывать все свои усилия, то эффективность работы значительно снизится. Это приведёт к конфликту между группой и индивидом. Возможность таких конфликтов особенно велика при матричной организационной структуре, где принцип единоначалия нарушен. Также, высока вероятность подобных конфликтов в функциональных структурах, т.к. «каждая крупная функция уделяет внимание в основном своей собственной области специализации».
Читать дальше
Методика подразумевает собой определённый набор шагов (этапов), выстроенных в строгом порядке, которые определяют действия, направленные на разрешение конфликта. Выделим 7 этапов разрешения конфликта . 1. Психологическая подготовка к урегулированию конфликта Психологическая подготовка понадобится как коллективу, в котором существует или назревает конфликт, так и тому, кто этот конфликт будет решать. Необходимо подготовить коллектив к тому, что могут быть неприятные последствия и что конфликт может продлиться очень долго. Он должен помогать в решении конфликтов, несмотря на их уровень и тип: межличностный, внутриличностный, межгрупповой и т.д. Менеджер, который собирается вмешиваться в конфликт должен подготовить себя к деструктивной критике, к эмоциям, которые могут родиться из-за вмешательства или к уже существующим. Он должен быть максимально объективен и не поддаваться этим самым эмоциям, причём, как своим внутренним, так и тем, что распространяются конфликтующими сторонами. 2. Определение причин конфликта Обычно, причина конфликта не лежит на поверхности, а кроется где-то в глубине, поэтому поиск причин может занять достаточно много времени. Важно не ошибиться в них, поддавшись чарам псевдопричин. Зачастую одна причина может порождать другую, и именно цепочка причин приводит к конфликту. Нужно опрашивать тех людей, которые близки к конфликтующим сторонам (индивидам или группам). Также необходимо рассматривать возможные причины с разных позиций, чтобы иметь полную картину событий. Конфликт нельзя уладить, пока не понятна истинная его причина, поэтому следует набраться терпения и с упорством искать истоки противоречий. 3. Анализ причин, связей и ситуации в целом После того, как была найдена причина, необходимо детально её изучить: что это за причина, как она могла повлиять на поведение людей (как индивидуально, так и в группах), какие события её окружают, какие события могли идти параллельно. Необходимо также выяснить, кто мог повлиять на развитие конфликта, проанализировать связи между людьми и событиями в пространственно-временном континууме. Не помешает также рассматривать ситуацию не только с каких-то конкретных сторон, позиций и деталей, а посмотреть на неё, так сказать, издалека, увидеть панораму. Возможно, при детальном рассмотрении нельзя будет найти всех причин, а общий план поможет в этом. В соответствии с причинами и общей ситуацией можно определить и тип конфликта. 4. Поиск возможных вариантов решения конфликта После того, как причины найдены и проанализирована общая ситуация, можно приступать к поиску вариантов решения конфликта в зависимости от его вида и сопутствующих обстоятельств. Конфликты могут быть сложными и запутанными, с несколькими взаимосвязанными причинами. При поиске возможных решений необходимо учитывать цели (то есть то, что, собственно, руководитель хочет видеть после разрешения конфликта), время, которое необходимо потратить на урегулирование, силы, возможности, потребности и цели конфликтующих сторон, а также желания всех тех, кто косвенным образом вовлечён в конфликт. 5. Выбор или разработка варианта Существуют различные стандартные варианты разрешения конфликтов. Если какой-то из них подходит под ситуацию идеально, то можно использовать его. Но иногда конфликты бывают очень специфическими, многофакторными, многоуровневыми и комплексными. В таком случае следует обращать внимание не на шаблонные методы, а разработать именно такой вариант решения, который как нельзя лучше подходил бы под имеющуюся ситуацию. Здесь есть огромное пространство для различных экспериментов в области управления конфликтами, однако, следует помнить, что любой эксперимент оставляет след и что риски усугубить конфликт могут быть высокими. 6. Вмешательство в конфликт и его урегулирование После того, как был выбраны стратегия и способ разрешения конфликта, можно приступать непосредственно к урегулированию. На этом этапе следует, в зависимости от ситуации, пользоваться различными психологическими приёмами, мирить стороны, искать пути взаимовыгодного сотрудничества, всячески культивировать доброжелательные отношения, при этом важно не поддаваться эмоциям и мыслить здраво. 7. Завершение процесса урегулирования и «зализывание ран» В процессе разрешения конфликта стороны постепенно приходят к установлению доброжелательных партнёрских отношений. Но нельзя говорить о том, что эти отношения такие же, как и отношения до конфликта. Следы споров могут оставаться годами и десятилетиями, в зависимости от того, насколько сильным был конфликт и насколько важным для сторон был предмет конфликта. Важна также обратная связь для того, чтобы понять: окончательно ли разрешён конфликт. Для урегулирования необходимо, чтобы стороны признали ценности и взгляды друг друга, существование альтернативных мнений, интересов. Они также должны признать желание разрешения конфликта. После признания конфликта решённым необходимо принять некоторые меры для стабилизации взаимоотношений и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Это могут быть различные совместные мероприятия бывших участников конфликта, способствующие повышению уровня доверия и уровня сплочённости.
Читать дальше
1. Авидон, И. Тренинги ведения переговоров: материалы для подготовки и проведения / И. Авидон, О. Гончукова. СПб.: Речь, 2008. – 192 с. 2. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие / В.С. Агеев. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 256 с. 3. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 512 с. 4. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учебное пособие для студентов ВУЗов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистем, 2009. – 364 с. 5. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М.Коряк. – Новосибирск: Наука, 2010. – 317 с. 6. Брылина, И.В. Конфликтология / И.В. Брылина. – 2-е изд. – Томск: Изд-во Томского Политехнического Университета, 2011. – 133 с. 7. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. – СПБ.: Речь, 2008. – 174 с. 8. Вершинин, С. Конфликтология: конспект лекций / С. Вершинин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 64 с. 9. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология / Н.Ф. Вишнякова – 3-е изд. – Минск: «Университетское», 2002. – 320 с. 10. Ворожейкин И.Е. Конфликтология. Учебник. - Москва, «ИНФРА-М», 2004. 435 с. 11. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: учебник для вузов / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: Инфра-М, 2010. – 301 с. 12. Горбушина, О.П. Психологический тренинг. Секреты поведения / О.П. Горбушина. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с. 13. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социс. – 2004. – № 5. С. 45–47. 14. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. Пер. с англ. Под ред. С.К. Мордовина. - Спб, «Питер», 2010. 253 с. 15. Дафт, Ричард Л. Теория организации. Учебник для студентов вузов./ пер. с англ. Под ред. Э.М. Короткова – Москва «ЮНИТИ-ДАНА», 2009. 532 с. 16. Джонсон, Д.У. Тренинг общения и развития: пер. с англ. / Д.У. Джонсон. М.: Издательская группа «Прогресс», 2009. – 248 с. 17. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учебное пособие / А.В. Дмитриев. – Изд. 3 е, перераб. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. – 336 с. 18. Дуракова И.Б. Управление персоналом. - Москва, «Инфра-М», 2009. 362 с. 19. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – 3 е изд. – СПб: Питер, 2009. – 384 с. 20. Кармин, А.С. Конфликтология: учебник / А.С. Кармин. – 2-е изд., испр. – СПб: Лань, 2004. – 448 с. 21. Кашапов, М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Учебное пособие / Под научн. ред. проф. А.В Карпова – М-Ярославль: Ремдер, 2003. – 183 с. 22. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации / В.Б. Кашкин. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2003. – 175 с. 23. Кибанов А.Я., Коновалова В.Г., Белова О.Л. Управление конфликтами и стрессами: учебно-практическое пособие.– Москва, «Проспект», 2012. 264 с 24. Коваленко, В.И. Конфликтология: учебник / В.И. Коваленко, К.Н. Лобанов, А.А. Брагин. – Белгород: ООНИ и РИД Белгородского Юридического Института МВД России, 2009. – 138 с. 25. Козлов, В.В. Управление конфликтом: бизнес-тренинг / В.В. Козлов, А.А. Козлова. – М.: Эксмо, 2006. – 224 с. 26. Мариновская, И.Д. Конфликтология: учебное пособие / И.Д. Мариновская, В.Л. Цветков. – М, Московский университет МВД РФ, 2005. – 389 с. 27. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 3-е издание/Пер. с англ. – Москва, «И.Д. Вильямс», 2009. 378 с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

доклад
Конституция США
Количество страниц:
11
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Конституционное право
доклад
Конституция Новой - Зеландии
Количество страниц:
10
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Конституционное право
эссе
Инструменты и методы Банка России
Количество страниц:
1
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Деньги Кредит Банки
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image