Расскажу о двух самых интересных коммуникационных потоков, которые выполняют функцию обратной связи в организации ООО «АльянсОптТорг», в которой я работаю.
Для организации поступления любой полезной информации, которую само руководство, в силу отличности позиции, просто не знает, не видит, не получает, в нашей организации самим руководством предпринята работа по организации специфической обратной связи в виде следующего взаимодействия между сотрудниками и руководством.
Почтовый ящик для идей и предложений. Почтовый ящик изначально планировался как способ «фоновой» обратной связи в иерархически разветвленных структурах (где часто идеи и предложения от рядовых сотрудников тормозятся и теряются на уровне среднего звена.
Изначально планировалось установить обычный почтовый ящик, но процесс оптимизировали и способ сбора обратной связи заменили на электронный ящик, сообщения на который отправляются с помощью формы обратной связи на специально созданной ячейки на корпоративном портале с внедрением анонимности отправленных сообщений.
Открытие данного ящика сопровождалось торжественной церемонией. По истечении месяца происходит выемка присланных на сервис предложений. В конце каждого месяца по тому же сервису для сотрудников в обязательном порядке вывешивается объявление о результатах работы почтового ящика. В большей степени это делается для того, чтобы показать сотрудникам безопасность обратной связи, а также ее важность для руководства. После рассмотрения предложений руководство максимально озвучивает любое мало-мальски конструктивное предложение, тщательно выискивая предложения, которые можно реализовать, и потом объявляют о его реализации.
Опрос лояльности. Данный опрос создавался как метод коллективного взаимодействия персонала предприятия и как метод обширной обратной связи, работает как периодическая (1 раз в полгода) форма обратной связи, ориентирована на получение информации по конкретным направлениям деятельности предприятия (одно из таких направлений – удовлетворенность сотрудников работой), проводится почти во всех структурах организации.
Читать дальше
Система управления коммуникациями на формальной основе на каком либо предприятии или фирме располагает двумя основными аспектами: создание потоков информационного и коммуникационного фактора, а также их регуляцию .
Типичные, заранее заданные задачи и функции организации являются основой для построения потоков информации в организации.
Создание потоков информации совпадает и происходит одновременно с созданием проекта структуры организации.
Формальные коммуникации в организации основаны на регламенте. Под регламентом подразумевают совокупные правила, положения, которые определяют в каком порядке будут производиться работы государственных органов, учреждениях, организациях или на предприятиях.
Хорошо регламентированные процессы управления четко определяют порядок взаимоотношения, как устанавливаются обязанности, формируются контуры систем управления, ориентируемые на нормативно-правовую базу, какой бывает порядок при приеме и методологии решений отдельных управленческих задач и другое .
Рассмотрим регуляцию формальных коммуникаций на примере муниципальной жилищной инспекции Новосибирска, которая использует следующие виды регламентов:
- координирует и организует работу районных и муниципальных отделений инспекции по контролю за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- анализирует отчетные, статистические данные, результаты проверок на местах, другие информационные материалы и на их основе подготавливает административные решения по совершенствованию эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, переходу на договорные отношения, развитию конкурентной среды, улучшению работы районных и муниципальных отделений жилищной инспекции, стимулированию процессов участия населения в управлении жилищным фондом и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, сохранности и улучшению их использования, содержания и ремонта.
Читать дальше
В обществе с ограниченной ответственностью «АльянсОптТорг» каждый исполнитель, орган управления специализирован на выполнении отдельных видов деятельности, и каждый орган выполняет указания вышестоящего органа только в пределах своей компетентности.
Руководитель организации разрешает основные, базовые вопросы, которые касаются корпоративной политики, направления развития и других важных аспектов деятельности.
Заместитель директора является посредником в управлении между директором и остальными участниками коллектива, а так же имеет исполнительную и социальную функцию. Принимает управленческие решения и в некоторых случаях полностью замещает руководителя.
Каждый из заведующих отделов отвечает за некоторую область. Они осуществляют непосредственное планирование и руководство работой отделов. Каждый из них выполняет несколько функций как производственных так и административных, общий смысл которых сводится к достижению главной цели организации - увеличению товарооборота и повышению уровня продаж при максимально сниженных издержках.
Остальные «рабочие» звенья организации имеют узкопрофильную работу и минимальные обязанности по исполнению приказов вышестоящего начальства.
Перемещение информации в организации происходит сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали. Сверху вниз проводится информация о стратегии развития фирмы, о корпоративной политике фирмы, миссии, целях и задачах. Одновременно существует поток информации снизу вверх. Горизонтальные потоки информации необходимы для согласования действий отделов компании.
Во время работы задействованы формальные коммуникации, но существуют и неформальные связи между работниками и менеджментом разного уровня.
Неформальные коммуникации выходят на первый план во время праздников и ежегодных корпоративных мероприятий.
Из внешних коммуникаций особо стоит отметить коммуникации с разными государственными органами.
Читать дальше
Направления развития системы взаимодействия органов власти и общественности в Новосибирске покажу на примере администрации Ленинского района. Данные направления в первую очередь будут связаны с рядом важных аспектов.
Во-первых, отдел по работе с общественными организациями и населением района ведет работу по созданию и актуализации информационной базы данных по некоммерческим организациям своего района, которая будет содержать информацию об организациях и направлениях их деятельности. В дальнейшем база данных должна стать открытой, чтобы некоммерческие организации могли найти партнеров и работать сообща, чтобы журналисты и общественность получали самую свежую информацию о проектах, реализуемых на территории района их размещения. И, как следствие, росла активность населения в решении городских проблем.
Во-вторых, немаловажными для дальнейшего развития системы взаимодействия и повышения ее эффективности являются положительные исходные данные. Так, в некоторых школах Ленинского района развернута система взаимодействия учебных заведений (муниципальных) с родителями учеников по месту жительства - педагоги-организаторы внешкольной работы, педагоги-организаторы работы в микрорайоне. В муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных предприятиях города создан штат мастеров по работе с населением, функционал данных специалистов, а также служащих, задействованных в опорных пунктах милиции, не синхронизирован между собой. И, тем более, не объединен в единый комплекс задач и действий с органами власти.
Возможным вариантом согласования и синхронизации указанных задач будет реализация проекта «Диалог». Общая цель которого, улучшение качества обслуживания населения через более тесные и прямые связи между гражданами и их органами управления. Такой подход позволит объединить усилия, оптимально использовать имеющиеся ресурсы и создать в конечном итоге эффективно развивающуюся систему управления современного типа как необходимого условия стабилизации и выхода из социально-экономического кризиса.
Читать дальше
1. Глазунова Н.И. Система государственного управления / Н.И. Глазунова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
2. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л.Гнатюк. – М.: КНОРУС, 2010.
3. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент / А.Б. Зверинцев. - СПб.: Союз, 2007.
4. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2009
5. Пешкова О. А. Приемы управления формальными и неформальными коммуникациями в организации [Текст] / О. А. Пешкова // Молодой ученый. - 2012. -№7
6. Юкаева В.С. Управленческие решения: Учебное пособие. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2009.
Читать дальше