К.Г. Юнг, выдающийся ученый-исследователь, мыслитель-психолог двадцатого столетия. Шестьдесят лет своей жизни с полной самоотдачей, целеустремленностью и большой энергией он посвятил анализу глубинных процессов человеческой психики и оставил после себя 20 томное наследие изданных трудов.
Индивидуальная личность в понимании Юнга представляет собой вместилище и продукт родовой истории. Современные человеческие существа сформированы обобщенным опытом всех предшествующих поколений. В основании личности лежат архаичные, примитивные, природные, бессознательные и универсальные принципы. Рождаясь, человек уже обладает многими переданными предками предрасположенностями, которые и управляют его поведением и во многом определяют что человек сознает, на что будет реагировать, проживая собственный опыт. Заранее сформированная коллективная личность, проникая в мир опыта, трансформируется и развивается за счет возникших актуальных переживаний.
Юнг считал, что личность или психика, включает в себя несколько автономных, но взаимосвязанных систем. Он выделил наиболее важные из этих систем: Я, личное бессознательное, комплексы бессознательного, коллективное бессознательное, архетипы, маску, анима, анимус и тень. Отдельно он выделил самость как центр всей личности и психики.
Коллективное бессознательное представляет собой хранилище унаследованных от предков скрытых воспоминаний. Можно найти множество названий структурных компонентов коллективного бессознательного: архетипы, изначальные образы, мифологические образы, доминанты, поведенческие стереотипы, имаго.
Архетип – это универсальная мыслительная форма, создающая образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации.
Архетип рождается как результат повторения определенного переживания, постоянно повторяющегося на протяжении многих поколений и зафиксированного в коллективном бессознательном. Например, архетип матери создает образ матери, пережитый бесчисленным количеством поколений, и отражает чувства, которые испытывает индивид любой эпохи и любой части света, отождествляемый с реальной матерью. На восприятие матери, формирующееся у ребенка также влияет ее поведение и ранние переживания ребенка. Опыт ребенка, таким образом, представляет собой единый продукт внутренней и внешней, реальной природы мира и его явлений. Суть матерей осталась в большинстве проявлений неизменной на протяжении всей истории человечества.
Коллективное бессознательное является вместилищем множества архетипов. Многие из них были выявлены в результате исследований Юнга. Юнг был практиком, ученым-исследователем. Он проделал гигантскую работу по выявлению архетипов в сновидениях, мифах и религиозных представлениях.
Все его открытия были плодом многолетних наблюдений за своими клиентами и, прежде всего, за собой. Со всей смелостью он погружался в глубины собственной психики, растворяя грань между сознательными и бессознательными структурами, позволяя бессознательным архетипическим образам подняться на поверхность в виде видений, снов, рисунков, интуитивного чувствования.
Для подтверждения своих гипотез, он глубоко изучал историю и мифологию, предпринял ряд длительных путешествий в разные уголки планеты, собирая мифы, исследуя чужие культуры и верования разных народов, проводя параллели между проявлениями бессознательного современного человека и содержанием примитивной души, мира ее легенд, мифов и сказаний. Юнг проводит религиозно-психологические изыскания, обращаясь к философской и религиозной символике. Обобщая полученные материалы, Юнг находил общие, вневременные, присущие разным народам представления.
Таким образом, вся жизнь Юнга – это попытка уловить и интерпретировать сигналы психики, понять их взаимосвязи и глубокую внутреннюю структуру. Большинство выявленных Юнгом архетипов он находил в проявлениях его собственной жизни.
Еще в своих ранних работах Юнг обнаружил архетип, отражающий стремление человека к целостности. Он определил его как самость и считал его эквивалентом всей личности или психики.
Самость – это центр личности, вокруг которого объединяются все остальные системы, это срединная точка между сознательным и бессознательным, которая обеспечивает единство личности и ее стабильность. Архетип самости не может осознаваться человеком до достижения кризиса середины жизни, поскольку для воплощения этого архетипа необходимо полное развитие различных компонентов личности.
Представление о самости многие считают самым важным психологическим открытием Юнга кульминационным моментом в его исследовании архетипов.
Архетип самости выражается в различных символах, главным из которых Юнг считал мандалу или магический круг, архетипический образ, прослеживающийся на протяжении тысячелетий.
Первую мандалу Юнг изобразил в 1916 году, еще не понимая ее смысла. Затем в течение более 20 лет он собирал и анализировал мандалы, которые рисовал каждое утро в своей записной книжке.
И, наконец, со временем Юнг начал осознавать смысл этого символа. Мандала отражала некое внутреннее состояние Юнга в момент ее рисования, эти рисунки демонстрировали, что происходит в психике, как меняется ее состояние изо дня в день.