Приступая к исследованию, выделим для начала два базовых аспекта: философию и сознание. Отметим, что само понятие философии, а точнее, возможность его точного определения представляет собой также глубоко философский вопрос неопределенного характера, связанный с тем, что предмет данной науки до конца не определен. Таким образом, в общем плане философия – это одна из форм познания мира, связывающая человека, его бытие, сознание и иные факторы. В связи с данным понятием сознание представляет собой способ, при помощи которого реальность в объективном ее отражении проходит сквозь психику человека. Носителем сознания является человек, индивид. Он обладает развитым головным мозгом, при посредстве которого происходит формирование и развитие сознания. Помимо мозга, другим обязательным условием сознания является общественная среда, в которую с рождения включен человек. Без общества, вне общества, человек (а значит и сознание) невозможен. Поэтому содержание индивидуального сознания всегда социально обусловлено.
Таким образом, согласно вышеотмеченным факторам, общим аспектом философии и сознания выступает человек, который, постигая сущность мира, привносит в себя что-то новое.
Но все новшество мыслей было бы неполным, если бы оно, обработавшись в сознании, осталось бы внутри. И именно поэтому человек социальный старается поделиться своими сокровенными знаниями с другими, показывает свою точку зрения на мир. При этом собеседники его строят свои категории, связанные с философией, указывая собственные предпочтения и отношения к добру и злу, нравственности и безнравственному. При этом каждый из беседующих предстает своего рода философом, поскольку никто точно не указал, что же является действительной истиной.
В данном аспекте философия не связана с достижением определенных целей, она лишь предлагает высказать то, что неясно формируется в сознании, заставляя человека формировать мыслительный процесс более определенно. Здесь на первое место ставится свидетельство своего сознания как непреложный факт.
На основании отмеченного выше, на первый план выходит следующее: для активного применения трудов сознания нужна философия, направленная на постижение бытия, желания поделиться с миром, передать ему все сокровенное. Сюда же можно отнести как иллюстрацию и философию Сократа, который полагал, истина стоит в центре, одинаковая для всех, окруженная человеческими мнениями, которые не могут влиять на ее неизменность. Причем, путем для ее познания, как ни странно, является самопознание человека. По Сократу, стремление к истине должно затмевать у человека желание получить выгоду, благодаря чему он не должен допускать никаких уловок и недоговоренностей. Более того, согласно мнению этого философа, каждый конкретный человек должен прилагать усилия для познания объективной истины.
Таким образом, важным является в данном плане еще и тот факт, что при процессе определения истины в собственном сознании человек не должен критиковать, опровергать, унижать, он должен вести собственные поиски, вынося на слух значимые истины и оставляя их на домысливание другим.
Отметим, что философия потому являет собой сознание вслух, что она высказывает через уста человека то, что является недоказуемым по своей сути. Таковыми аспектами предстают свобода, воля, любовь. Через сознание человек определяет категории условности и абстрактности определенных понятий, то, что, казалось бы, невозможно передать. В данном случае, кроме свободы, недоказуемым фактором выступает и совесть, и смысл жизни.