1 задание
1.Сущность понятия «поликультурное образование».
Открывая рассмотрение сущности понятия «поликультурное образование», отметим, что данный термин, несмотря на относительную новизну (появившись в 1960-е годы), имеет несколько подходов к трактованию. Выделим, что общее понятие слова определяет приставка «поли-», которая обозначает «много» [10]. Сущность понятия связана с организацией педагогического процесса на основании равенства всех социокультурных групп, не выделяя доминирование одной группы над другими. Данное понятие указывает на понимание многокультурного мира, где рядом существуют различные культурные традиции, часто несовпадающие ценностные системы. При этом поликультурное образование связано с признанием наличия множества культур и указанием на благотворность их взаимодействия для современного образования.
4.Этнопедагогика как научная дисциплина.
Этнопедагогика – молодая отрасль гуманитарного знания. Исторически она возникла в составе гуманитарного знания и развивалась как междисциплинарная отрасль научно-педагогического знания. Однако ее объектно-предметная область изучения выходит далеко за рамки педагогики, и ее правомерно считать самостоятельной наукой.
Этнопедагогика как научная дисциплина изучает народную культуру и народную педагогику для использования их прогрессивного воспитательного потенциала в современном воспитании и обучении, прежде всего, в условиях полиэтничного государства и общества. Кроме того, этнопедагогика изучает, обобщает, систематизирует народные знания о воспитании и прогрессивный опыт, используя при этом теоретический инструментарий общей педагогики [11].
Этнопедагогические проблемы относятся к числу комплексных и находятся на стыке ряда гуманитарных наук. Несмотря на большое число работ, посвященных теоретико-методологическим проблемам этнопедагогики, сегодня не прекращаются исследования и связанные с ними дискуссии по поводу основополагающих вопросов этнопедагогики. Это, прежде всего, вопросы о самостоятельности этнопедагогики и ее связях с другими гуманитарными науками. На основе анализа научных работ по гуманитарным наукам в аспекте данной проблемы становится очевидным, что этнопедагогика как научная дисциплина междисциплинарной отрасли гуманитарного знания была сформирована с учетом достижений отечественных научных школ, таких как: философия, педагогика, этнография, культурология.
Однако необходимо признать, что взаимосвязи научной педагогики и этнопедагогики – предмет актуального исследования, так как споры о неправомерности выделения последней в самостоятельную отрасль продолжаются. О наличии взаимосвязи педагогики и этнопедагогики свидетельствуют также базовые понятия педагогики, которые, будучи использованы в этнопедагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, обучения, помогают выявить и определить сущностное в исследуемых проблемах.
Читать дальше