В настоящее время экономическая ситуация в России крайне сложная. Среди негативных факторов ослабления российской экономики можно назвать падающие цены на нефть, приостановление производства, снижение деловой активности, санкции США и Западной Европы в отношении российской экономики и падение обменного курса рубля, в результате установления плавающего курсообразования. По прогнозам МВФ рост российской экономики в 2014 году составит 0,2%, по оценкам Минэкономразвития речь идет о росте в 0,5% [1]. Очевидно, что российская экономика вступила в фазу рецессии, о чем официально было объявлено.
В этой ситуации одним из инструментов, дополнительным фактором усиления хозяйственной активности может стать налоговая реформа. Потребность в ней уже назрела, поскольку уже сейчас очевидно, что высокий уровень российского налогообложения вытесняет российский капитал в другие страны, в частности в Казахстан (это связано с наличием Единого таможенного союза), что негативно сказывается и на без того ухудшающейся ситуации в российской экономике. Так, по данным экспертов, высокие и многочисленные налоги занимают второе место после коррупции среди ключевых проблем российского бизнеса. Хотя бытует мнение, что уровень налоговой нагрузки в РФ по сравнению с другими странами невысок, это не совсем так. По данным аудиторской компании PricewaerhouseCoopers, уровень налогового бремени в РФ выше среднемирового на 7,4% и составляет примерно 50,5% [3]. Безусловно, налоги в РФ не самые высокие в мировой практике, скажем, если сравнивать со странами Северной Европы, но значительно выше, чем в США и других, быстро развивающихся экономиках. Характерно, что по сравнению с европейскими странами налоговое бремя на корпоративный сектор в РФ значительно выше, чем на физических лиц. Поэтому в определенной степени логично налоговую нагрузку перераспределить с процесса производства на процесс потребления, но тоже действовать разумно, особенно с учетом текущей ситуации в стране и снижением реального уровня доходов домохозяйств.
В течение 2014 года в правительстве РФ обсуждались идеи по трансформации системы налогообложения – введение налога с продаж, на софт, отмена порогового значения зарплат, с которых не взимались социальные страховые взносы и другие инициативы. Все это, на наш взгляд, нежелательные меры, поскольку, приводя к росту фискальной нагрузки, дестимулируют (хотя некоторые из них, кроме налога с продаж, были приняты), производителей. Достаточно вспомнить, что повышение ставок социальных страховых взносов привело к росту теневого сектора.
Если основной целью проведения налоговой реформы в 2000-х годах была стабилизация финансовой системы, то в настоящее время актуально именно обеспечение экономического роста, выхода страны из кризиса [3]. При этом важно не допустить снижения доходов государственного бюджета. В качестве возможных мер по реформированию налоговой системы можно предложить введение патентов для индивидуальных предпринимателей, которые не используют наемный труд; установление налоговых каникул для малого бизнеса на определенную сумму налогов, а не на срок; имплементацию налоговых вычетов при покупке нового оборудования, чтобы стимулировать технологическую модернизацию, и т.д. Все эти инструменты не являются чем-то новым, такая практика давно и успешно применяется во многих промышленно развитых странах.