Представление о единстве в человеке биологического и социального сложились не сразу. Длительное время считалось, что эти две стороны человека принципиально различны, и единства не составляют. Подобный подход возник ещё в Античности, когда после Платона, с его теорией двух миров – «мира идей» и «мира вещей» – сложилась традиция радикального противопоставления души и тела. В дальнейшем такое разделение господствовало на протяжении всех Средних веков. Тогда, в соответствии с христианскими представлениями о смертном теле и бессмертной душе, человек делился на две принципиально, онтологически разные части.
Позже, когда сформировалась наука современного типа, стали считать, что биологическое и социальное в человеке – принципиально разные вещи, связанные, соответственно, с природой и культурой («второй природой»). Возникло представление, что люди когда-то давно, в доисторический период, в принципе не были социальными существами – по крайней мере, не больше нынешних приматов и других высокоразвитых животных. Что только очень постепенно дикие люди вырабатывали в себе культуру и навыки социальной жизни. Тогда считалось, что человек в принципе может быть чистым «дикарём» - практически животным, ничем принципиально не отличающимся от высших обезьян.
Сейчас господствуют другие представления. Сейчас осознают, что биологическое и социальное в человеке очень тесно взаимодействуют между собой. Настолько тесно, что в качестве чисто биологического существа человек не может существовать вообще – даже теоретически.
Известны, в частности, истории так называемых «маугли». Это дети, оставшиеся без попечения родителей в очень раннем возрасте (подобно Маугли из творчества Р. Киплинга), и «воспитанные» (если можно так сказать) животными. Практика показала, что такие дети даже не способны к прямохождению. То есть, получается, что даже искусству ходить на двух ногах люди учатся друг от друга, это «социальное» - традиция, а не природа.
Причём это имеет далеко идущие последствия: «маугли», вернувшиеся в человеческое общество в подростковом возрасте, живут очень недолго – редко дольше 15 лет. Ведь сердце человека «рассчитано» на то, чтобы качать кровь вертикально вверх: при горизонтальном расположении тела давление в сосудах головного мозга оказывается слишком высоким – и они в итоге не выдерживают… Значит, чисто «биологический» человек точно погиб бы: вымер, не оставив потомства.
Ещё пример. В развитии древних людей огромную роль сыграло освоение огня. Это был важнейший этап в социально-культурном развитии человека. Но следствием этого рывка стало и биологическое развитие древних людей. После того, как пища стала подвергаться термической обработке, мощные челюсти человеку стали не нужны и стали уменьшаться, а мозг, соответственно, стал расти. Таким образом, биологическая и социально-культурная эволюция человека теснейшим образом связаны между собой.
Существуют относительно мало распространённые биологизаторские теории, пытающиеся свести социальное в человеке к биологическому. Но расизм на практике, в ходе Второй Мировой войны и антиколониальной борьбы второй половины XX века, показал свою ошибочность.
Читать дальше