Управленческая деятельность проникнута различными связями и отношениями. Связи в управленческой деятельности могут быть причинными, факторными и обменными. Рассмотрим содержание каждого вида связей и их место в системе управления организацией.
Причинная связь – это такие отношения, при которых одни изменения вызывают другие. Первое из них называется причиной, второе – следствием. Например, на производстве причинная связь – это связь между халатным отношением к процессу производства со стороны производственного персонала и большим количеством брака выпускаемой продукции; или продажей просроченной продукции и неудовлетворенностью и жалобами со стороны покупателей.
Факторная связь заключается в том, что свойства носителя активности (человека), материалов, средств, содержание идей оказывают влияние на причинную связь. Например, уровень знаний человека, его характер, темперамент, цели, используемые средства сказываются на его профессиональной деятельности, на эффективности и качестве ее осуществления.
В управлении также стоит выделить субъектную связь, которая заключается непосредственно в зависимости между носителем активности и самой активностью. Суть субъектной связи состоит в том, что та или иная деятельность закреплена только за определенными субъектами. Например, функции президента выполняются не всяким лицом, а лишь строго определенным, учителем в школе не может быть лицо без специального педагогического образования (хотя в практической деятельности такое часто встречается).
Субъектная связь отражает зависимость индивидов друг от друга в зависимости от различных моментов: они либо выполняют общее дело, хотя при этом за каждым закреплены свои функции, либо обмениваются результатами своей деятельности. Такие связи представлены двумя формами: компенсационными и обменными связями.
Компенсационные связи представляют собой зависимость одних людей от других из-за невозможности или недостаточной возможности достижения какого-либо результата деятельности своими собственными силами.
Компенсационная связь является необходимой, поскольку каждый человек нуждается в помощи других людей. Но, стоит отметить, что такая связь имеет случайный характер, то есть в ней не предполагается, кто конкретно должен оказывать такое содействие, так сказать, компенсировать недостатки одно участника процесса. В связи с этим компенсационные связи имеют достаточно большую степень свободы, то есть партнеры по деятельности не предопределены, это зависит от разных обстоятельств.
В компенсационных связях происходит не прямой обмен деятельностями или их результатами, а. прежде всего, вклад каждого субъекта в общий результат, причем эти вклады могут быть постоянными или временными.
Компенсационные связи внутри управления можно разделить на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные связи основаны на уровневом разделении труда. Уровневое разделение труда означает, что специалист работает на определенном уровне управления (уровне высшего руководства или уровне исполнителей). Например, руководство организации (высшее звено управления) имеет дело с общими, стратегическими показателями и направлениями деятельности организации. Руководители структурных подразделений организации (среднее звено управления) работают также с обобщенными показателями, но это уже проекты подразделений по конкретным направлениям деятельности подразделения (например, маркетинг, финансы, кадры, производство и т.д.). Линейные руководители (нижнее звено управления) доводят эту деятельность до личностного уровня, до каждого исполнителя.
Помимо вертикального разделения связей в управлении существует и разделение труда по предметному признаку, то есть специализация людей по определенным отраслям знания. Такого рода зависимость можно назвать горизонтальной, а точнее, это компенсационными межпредметными связями. Такие связи существуют в управлении между специалистами по разным управленческим функциям (например, между плановыми органами и контролирующими, между регламентирующими и плановыми); специалистами, осуществляющими управление различными управленческими комплексами (например, между отделом маркетинга и финансовой службой).
Следующая форма компенсационные связи – обменная, при которой осуществляется обмен между людьми. Различают три группы форм обмена:
1. Личный и безличный обмен. Примером первой формы обмена, может быть ситуация, при которой один субъект обмена – некое лицо – хочет прибрести товар/услугу или вступить в организацию. Примером безличного обмена может быть ситуация, когда приобретет товар/услугу тот, кто заплатит большую цену, или кто первый согласится с условиями приобретения.
2. Одновременный и разновременный. Здесь название говорит само за себя. Примером одновременного обмена выступает обмен товара на товар или обмен товара на деньги, а разновременного – обмен труда на вознаграждение.
3. Однородный и разнородный. Однородный обмен – это обмен однородных явлений, например, вещи на вещь, труда на труд, разнородный – это обмен разнородных сущностей, например, труда на товар или деньги .