Введение 3 1. Понятие рефлексии в психологии 4 2. Основные виды и формы рефлексии 6 3. Классификация типов рефлексии 8 Заключение 11 Библиографический список 12
БГУ
5 курс

классификация типов научной рефлексии (по Стёпину В.С.).

контрольная работа
Психология
12 страниц
84% уникальность
2015 год
5 просмотров
Пластинина Н.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Заключение
Библиографический сп
Человеком его внешние чувства направляются на объекты внешнего мира, в результате чего получаются идеи, впечатления о внешних вещах. Деятельность ума, к которой, по мнению Локка причислялись рассуждение, желание, сомнение, мышление, вера, познание, познается с помощью особого внутреннего чувства – рефлексии. Вопросы рефлексии были затронуты почти всеми авторами существующих психологических концепций в отечественной психологии. Традиции исследования рефлексивных процессов в настоящее время складываются в отдельных областях психологии. В рамках подходов к исследованию рассматривается для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия: - осознания (Выготский Л.С, Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н., Пушкин В.Н., Семенов И.Н., Смирнова Е.В., Сопиков А.П., Степанов С.Ю. и др.); - общения (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Кондратьева СВ. и др.); - личности (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С, Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др.); - мышления (Алексеев Н.Г., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Зак А.З., Зарецкий В.К., Кулюткин Ю.Н., Рубинштейн СЛ., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др.); - творчества (Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М., Степанов С.Ю., Семенов И.Н. и др.). По мнению Л.С Выготского в качестве своей основы новые типы связей и соотношений функций понимают рефлексию, представляющей отражение собственных процессов в сознании. Исследователями, проводящими изучение в области рефлексии, приводятся разнообразные виды, формы и типы рефлексии, которые будут рассмотрены в нашей работе.
Читать дальше
Рефлексия является одним из видов познания, главным качеством которого считается ориентирование на процесс получения самого знания и само знание. Рефлексия разделяется на объективную и субъективную. Объективная рефлексия представляет собой самопознание коллективного субъекта и является одним из видов познания, главной особенность которого считается ориентация на процесс получения знания и на само знание. Примером может служить рефлексия над наукой. Субъективной рефлексией является самопознание индивидуального субъекта и осуществляется над знанием, неотделимым от индивидуального субъекта. Например, самонаблюдение, выступающее приемом познания человеком своих индивидуальных психических процессов. Рефлексию, по мнению Локка, считают наблюдением, подвергаемому умом свою деятельность. Локком указывалось на «двойственность» психики, выделялось два уровня: к первому уровню относились восприятие, мысль, желание, ко второму – созерцание или наблюдение структур первого уровня. На основании этого интроспекция зачастую понимается методом изучения законов и свойств сознания с применение рефлексивного наблюдения. Поэтому, любую рефлексию, направленную на исследование закономерностей, которые свойственны психике каждого индивида, называют интроспекцией, а индивидуальное самонаблюдение, не обладающего такими целями, - всего лишь рефлексией. По мнению С.Л. Рубинштейна формирование сознания связывается с выделением из жизни и непосредственным переживанием рефлексии на окружающую действительность и на себя самого. Исследователь связывает определение личности с понятиями «рефлексия» и «самосознание». Давая различное толкование понятия «личность», Рубинштейн указывал на то, что личность в реальности представляется осознанием человеком себя как субъекта, называет своим «я», которое представлено единством всех сторон бытия, которое отражено самосознанием. Как мы видим, человек личностью не рождается, а становится. Следовательно для понимания своего пути развития человеку необходимо его рассматривать с определенных позиций – рассмотреть с позиции того, кем человек был; с позиции того, что он сделал, и с позиции того, кем он хочет стать. Все эти три позиции «Я», являются, несомненно, рефлексивными. В данной случае рефлексии отводится не только функция анализа прошлого, но и проведение реконструкции настоящего и проектирования на будущее.
Читать дальше
При проведении экспериментальных исследований Н.И.Гуткиной выделены следующие виды рефлексии: логическая, личностная, межличностная. Логическая рефлексия представляется рефлексией в области мышления, предмет которой заключается в содержание деятельности индивида. Личностная рефлексия является рефлексией в области аффективно-потребностной сферы, связанной с процессом развития самосознания. Межличностной рефлексией является рефлексия по отношению к другим людям, направленная на исследование межличностных коммуникаций. Отечественными учеными С.В. Кондратьевой, Б.П. Ковалевым в процессе педагогического общения выделяются следующие виды рефлексии: социально-перцептивную рефлексию, коммуникативную рефлексию и личностную рефлексию. Предметом социально-перцептивной рефлексией можно считать в переосмыслении, перепроверке учителем своего собственного представления и мнения, сформировавшиеся у него об ученике в процессе общения с ним. Коммуникативной рефлексией считается осознание индивидом того, как его воспринимают окружающие люди, как его оценивают и относятся к нему, другими словами это «Я – глазами окружающих». Под личностной рефлексией понимается осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание. К наиболее общим способами проявления рефлексии относятся наличие вопросов, сомнение, предположение. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими. В зависимости от выполняемых функций рефлексии от собственной деятельности субъекта выделяют три основные формы: ситуативную, ретроспективную и перспективную рефлексию.
Читать дальше
Существуют различные типы рефлексии. По мнению С.Ю. Степанова и И.Н. Семенова рефлексия бывает следующих типов: кооперативной, коммуникативной, личностной и интеллектуальной. Кооперативную рефлексию можно напрямую отнести к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Знания психологии данной рефлексии способствуют проектированию деятельности коллектива и кооперации совместных действий субъектов деятельности. При этом типе рефлексии субъект занимает новую позицию по отношению к прежним, уже выполненным действиям, способствующую обеспечить взаимопонимание и согласованность совместно выполняемых действиях. Главным при этом подходе является результат рефлексии, а не процессуальный момент проявления данного механизма. Коммуникативной рефлексии отводится важнейшая роль в социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает одной из важнейших составляющих межличностного восприятия и общения. Данная рефлексия имеет ряд характерных функций: познавательная, регулятивная, функция развития, который представляются в смене представления о другом субъекте на более адекватное для конкретной ситуации, становятся актуальными при возникновении противоречий между представлением о субъекте общения и его вновь раскрывшейся индивидуальной психологической чертой. Личностная рефлексия способствует исследованию собственного поступка субъекта, образов собственного «Я» как индивидуальности. Осуществление личностной рефлексии проходит несколько этапов: - переживается «тупиковое» состояние и осмысливаются задачи, ситуации как не имеющие решения; - происходит апробация личностного стереотипа (шаблоны действий) и их дискредитирование; - переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней заново. Личностный тип рефлексии по мнению Ю.М. Орлова представляет функцию самоопределения личности, поскольку личностному росту, развитию индивидуальности, способствует процесс осознания смысла, реализуемого в конкретных сегментах жизненного процесса. Предметом интеллектуального типа рефлексии является знание об объекте и способ действий с объектом. В большинстве случаев интеллектуальная рефлексия имеет место там, где возникают проблемы с организацией когнитивного процесса переработки информации и разработкой средства обучения для решения типовой задачи. В последнее время эти четыре типа дополнились еще и экзистенциональной, культуральной, саногенной рефлексиями. Экзистенциальная рефлексия выделяет своим объектом исследования глубинные, экзистенциальные смыслы личности. Саногенная рефлексия возникает в эмоциональных ситуациях, которые ведут к переживаниям чувства стыда, вины, страха неудач и т.д., и приводит к уменьшению страданий от негативной эмоции. Саногенная рефлексия призвана стать регулятором эмоционального состояния индивида.
Читать дальше
Предметом изучения и орудием, которое применяется в различных сферах человеческих знаний и его использование в педагогике, психологии, философии, науковедении, акмеологии, конфликтологии и др. является рефлексия. В нашей работе рефлексия рассматривается как мысль, которая направлена на себя самою. Основной характерной особенностью рефлексии считается ее направленность на себя, генетическая вторичность явления, которое возникает из практики. В результате не выполнения практических норм и потребностей, при появлении непреодолимого затруднения в функционировании практики создаются возможности для появления рефлексии. В данном случае рефлексия является выходом практики за пределы себя самой, и рассматривается как инобытие практики, а именно как процедура, которая осуществляет устранение практических затруднений. Следовательно, рефлексией представляется процесс, ведущий к обновлению и развитию практической деятельности, и одновременно рассматривается как мысль, обращенная на себя саму, и как практика, обращенная на себя саму. В данном случае рефлексию считают производной от практики. К видам рефлексии относятся логическая, личностная, межличностная рефлексия. В зависимости от выполняемых функций рефлексии от собственной деятельности субъекта выделяют три основные формы: ситуативную, ретроспективную и перспективную рефлексию. Среди различных типов рефлексии выделяются следующие: кооперативная, коммуникативная, личностная и интеллектуальная рефлексии.
Читать дальше
1. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 424 с. 2. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. — М.: ИП РАН, 2002. 3. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. — СПб.: Питер, 2007. — 320 с. 4. Ладенко И. С. Модели рефлексии. — Новосибирск.: Изд-во «Институт философии и права СО РАН», 1992. — 80 с. 5. Левагина О. Б. Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект / О. Б. Левагина // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 394-397. 6. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — 304 с. 7. Семенов И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности 8. Шаров А. С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. — Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. — 166 с. 9. Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. — Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 358 с. 10. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М.: Наследие ММК, 2005. — 800 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

эссе
По книге Тённиса "общество и общности "
Количество страниц:
4
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Социология общая
практическое задание
решение кейс-заданий по психологии
Количество страниц:
15
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Психология
практическое задание
практическое задание по психологии
Количество страниц:
20
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image