Культура в Древнем Риме складывалась во первой трети I тысячелетия до н. э.
Основывалась она изначально на культуре и искусстве народов, которые населяли Апенинский полуостров еще до прихода римлян, например – этрусков и, культуры Древней Греции. Ведь римляне считали Элладу своей прародиной .
Оттуда ведь и вышел легендарный Эней, о приключениях которого рассказал нам Вергилий в своей «Энеиде». Его герой вернулся с Троянской войны не в родную Аттику, но выбрал новую родину. На семи холмах в центре Италии, где впоследствии и будет основан Рим.
Римлянин Вергилий, кстати, создавал свою поэму, вдохновленный гомеровской «Одиссеей »
В III веке до н. э. практичный и организованный Рим господствовал по всей Италии. А этрусков и их замечательную, самобытную Этрурию, уже стали забывать. Долгое время греческо-этрурийский этнокультурный симбиоз считался исключительно Римской культурой.
Однако, римская культура, вскоре стала доминировать над всей Ойкуменой, а случилось это, потому, что римляне не просто заимствовали чужие культурные достижения в свою пользу, но создали уникальное, свойственное только им культурное разнообразие, наполнив его великолепными, неповторимыми памятниками искусства, которые отличались строжайшей ясностью своих художественных форм и законченной лаконичность содержания .
Эта культура как-будто характеризуется величественным латинским «est».
Знаменитая латинская «Acta est fabula!» - пьеса сыграна, стала для мира «Дело – сделано».
Но хватит предисловий, займемся теперь конкретными примерами заимствований римлян из греческой культуры.
Воля и сила римлян, преобладали над их творческим началом и, потому в философии, науке, литературе, изобразительном искусстве они не создали ничего оригинального. Видимо они в полной мере доверяли в этом смысле грекам, шли путями, которые протоптали эллины и с удовольствием подражали им.
Хотя, подражание – «эпигонство», никогда не достигает совершенства оригинального творчества.
Не будем обращаться ко временам «безымянной поэзии», народного творчества, материнских колыбельных, застольных песенок и дружеских вечеринок.
Обратимся ко времени, когда литература стала «именной».
Автор Аппий Клавдий Слепой, известный своей политической деятельности, именем которого названа транситалийская Аппиева дорога и первый водопровод, стал, наверное, первым римлянином, подписавшим свои литературные опыты.
Но первый римский «профессиональный» писатель, происхождением кстати из «италийских греков» - Ливий Андроник жил в конце III - начале II в. до Р. X.
Он сочинял пьесы, на «местном материале», но руководствуясь греческими образцами. Так же Лививий потихоньку перелицовывал на латынь «Одиссею», «обогащая» её «сатурнийским стихом», который был связан с поклонением Сатурну.
Другой древнеримский драматург Невий, тоже писал свои трагедии и комедии по греческим лекалам.