Дискуссия об идолах и идеалах в рамках философской, литературной традиции была развернута достаточно давно. Дело в том, что общественная жизнь должна всегда быть пронизана особой духовностью, подпитываемой моральными ценностями, церковными установками. Несмотря на схожее звучание, понятия «идол» и «идеал», совершенно противоположные по смыслу. Идолопоклонничество как относительное, временное явление обычно противопоставляется идеалам как вечному, подлинному и абсолютному началу. Однако, достаточно часто подмена ценностей, идолопоклонничество поражает как отдельных индивидуумов, так и целые народы. Как говорил известный философ Л.П. Карсавин, «тварь не знает, чего хочет» [4]. В этой связи для более четкой идентификации данных понятий рассмотрим их более подробно, взаимопереплетение и противоречивость вышеупомянутых терминов.
Идеал (в переводе с греческого – идеальный образ, идея) – это образец, высшая цель устремлений. При этом идеалы могут не только абстрактными, скажем идеал свободы, равенства и братства, но и абсолютно конкретными: можно идеализировать человека. По словам Г. Гегеля, идеал – это образ человеческого духа, вечно развивающийся, совершенствующийся, преодолевающий противоречия. Претворение идеалов человечества в жизнь Гегель связывал с установлением «царства прекрасной индивидуальности». Идеал в нашем представлении ассоциируется с прекрасным, восхитительным, вечным, неизменным. Идеализировать значит освобождать от несовершенства. Однако, данное представление – лишь часть медали.
С другой стороны, идеал представляет собой особую меру, посредством чего можно сравнивать различные предметы и явления. Как говорил Фихте, «мы знаем, что идеалы не могут существовать в действительном мире; мы лишь утверждаем, что по ним должно судить о действительности, и последняя изменяется теми, которые чувствуют в себе силы для этого». Иначе говоря, идеал – это некий эталон, образец для сравнения.
Обратимся к понятию «идол». Идол (в переводе с греческого – образ, подобие) можно трактовать как предмет слепого, безрассудного почитания. В давние времена идолы представляли собой некие изображения божества, тотемы. Им приносили бессмысленные жертвы, поклонялись. Очень часто понятие «идол» использовалось в метафизическом смысле слова. Так, Демокрит под идолом понимал чувственное восприятие как движение мелких частиц при созерцании и восприятии объекта. В целом слово «идол» можно трактовать не только как образ, но и как псевдознание, предрассудки. Это наводит нас на мысль, что термин «кумир», означающий предмет восхищения, имеет более узкую область применения, нежели идол.
Исходя из вышеизложенного, видно, что идол и идеал многогранны, многозначны, иногда в чем-то схожи и пересекаются. Для иллюстрации сказанного приведем пример из религиозной сферы. В большинстве религий Бог выступает творцом всего мира, является идеалом для всех верующих. Доказательство Бога не нужно, это аксиома, принимаемая на веру.
С другой стороны, древние, которые поклонялись идолам, также абсолютно верили, что те приносят удачу и защищают от напастей и бед. Получается, что для древних идолы в нашем представлении выступали идеалами, а наши, например, христианские идеалы, являются идолами. Таким образом, в зависимости от восприятия, а не только от понимания высшей идеи, как писал Гегель, одновременно одни и те же явления, предметы могут выступать как идолами, так и идеалами. Это парадоксальная взаимосвязь данных понятий и делает предмет нашего разговора столь интересным и актуальным.