Каждый знает фразу «бытие определяет сознание», которая является квинтэссенцией философии материализма и выражает собой материалистическое восприятие окружающего мира и места человека в нем. В основе материалистической философии лежит отрицание существования Бога как Первоначала мира. Центром системы понимания мира в материалистической философии является человек.
Экзистенциализм является современным направлением атеистической философской мысли.
Само понятие «экзистенциализм» берет начало от латинского слова existentia. Это слово в переводе с латыни означает «существование». Еще одно название экзистенциализма – это «философия существования». Это направление философии двадцатого века, которое акцентирует внимание на человеческом бытии и называет это бытие в одно и то же время уникальным и иррациональным. В экзистенциализме центральной идеей является преодоление человеком собственной сущности и изучение глубин эмоциональной природы человека.
Экзистенциализм является не только философским течением, но и целым направлением в культуре, которое является отражением глубинных эмоциональных и духовных проявлений современного человека. Адепты этого философско-культурного направления изучают психологические особенности, духовные и эмоциональные проблемы современной западной цивилизации.
Основные категории, которыми оперирует экзистенциалистская философия – это экзистенция, существование, бытие.
Оптимистический либерализм, основанный на техническом прогрессе, бессилен в вопросах бытия, жизни и смерти. Он не может объяснить неустойчивость, неустроенность, безысходность, абсурдность современной жизни, не помочь человеку справиться с отчаянием, страхом и одиночеством. Выражением этого кризиса и стала «философия существования».
Философия экзистенциализма – это своеобразная иррациональная реакция, которая стала ответом «оптимистических» и рационалистических философских течений эпохи Просвещения и немецкой классической философии.
Для философов-экзистенциалистов основной порок рационального мышления - то, что оно делит мир на объективную и субъективную части.
Философы-экзистенциалисты полагают, что подлинная философия должна воспринимать объект и субъект как единое целое. «Экзистенция», как некая иррациональная реальность, воплощает это единство.
Идеи экзистенциализма защищали и развивали многие выдающиеся философы. В Германии – это Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.), Карл Ясперс (1883-1969 гг.).
Во Франции – Жан Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю 1913-1960).
В России – Лев Шестов, (1866-1938). Николай Бердяев (1874-1948). Федор Достоевский (1821-1881).
Целью настоящей работы является исследование экзистенциалистских идей в русской философии.
Читать дальше
Феноменологическая природа экзистенциального сознания Достоевского делает актуальной для исследователя задачу не отстраненного наблюдения, а активного, диалогического понимания.
Симптоматично, что Достоевский неоднократно становился мифопорождающим объектом именно в анализе и интерпретации фактов частной жизни писателя, о которой он говорил очень редко, сохраняя закрытыми и неприкосновенными для внешнего наблюдения сокровенные размышления о взаимоотношениях с отцом и его трагический гибели, любовных переживаниях, духовных кризисах, семейной жизни и т.д.
Мифология возникает при жизни Достоевского и становится такой же реальной, как и исторические факты. Фактически, его реальная и мифологическая биографии как человека и писателя сосуществуют на равных позициях, что, безусловно, является серьезным препятствием понимания, в котором писатель – личность, субъект экзистенциальной коммуникации, а не музейный экспонат во вневременном континууме.
Анализ повседневно-экзистенциального сознания Достоевского как текста его персональной судьбы говорит о необходимости преодоления действия мифопорождающих механизмов.
Для повседневно-экзистенциального текста Достоевского характерно осознание трагичности собственного бытия. Нужно сказать, что это универсальное качество биографий русских писателей, которые, в отличие от западных, не являются биографиями мгновенного успеха и стабильности. Принцип «Поэт в России – больше, чем поэт» становится культурной вертикалью судеб всех русских писателей, которая скрепляет русскую историю. Текст экзистенциальной судьбы Достоевского, реализуя в своем уникальном варианте этот принцип, фиксирует универсальные национально-культурные доминанты, одной из которых является пограничность как некое перманентное состояние бытия России.
Жизнь Достоевского – это экзистенциальный текст, живущий по своим законам и активно диалогизирующий с читателем, «работающий» в диахронической перспективе с разными этапами развитиями российской истории и российского сознания как интегративной структуры.
Читать дальше
Концепция экзистенциализма Н. Бердяева основывается на творческом наследии И. Канта, Ф. Ницше, Я. Беме, И. Шеллинга. В. Соловьева. К. Маркса, Л. Толстого. Ф. Достоевского. Н. Бердяев находился под влиянием Я. Беме по проблеме о безосновным, проблемы экзистенциализма, под влиянием В. Соловьева – по проблеме свободы и отношений между Богом и человеком.
Существует несколько подходов к оценке экзистенциализма Н. Бердяева о принадлежности его к определенному философского направления. Первое направление причисляет его к экзистенциалистов, второй – в персоналистов, третий рассматривает его философию как синтез экзистенциализма и персонализма. Однако есть существенные различия как с философией экзистенциализма, так и с философией персонализма.
Н. Бердяевым было разработано учение о трех свободы. Свобода и любовь являются основными характеристиками идеальных отношений между Богом и человеком. Первая свобода является источником существования как хорошая, так и зла, она является иррациональной, непросветленной. Вторая свобода – способность человека сделать выбор и определить последствия выбора. В этом случае свобода становится для человека бременем. Вторая свобода трансформируется в обществе в формальную, а не реальную свободу и поэтому превращается в свою противоположность – рабство. Третья свобода – это избрание добра, гармоничное решение проблемы между Божьей благодатью и человеческой свободой.
По Н. Бердяевым человек, как правило, выбирает зло. Кроме того, в мире существует независимое от человека зло. Философ рассматривает отношения Бога и человека как трагедию: Бог страдает вместе с человеком и сочувствует ей. Зло существует потому, что человек отпал от Бога и воспользовавшись свободой, совершил грех. Только осознав собственную вину, человек поймет свое предназначение и сможет продолжить дело созидания. Н. Бердяев выступает за диалектическое понимание зла и отмечает положительном смысле зла как источники духовного закаливания человека [2].
Читать дальше
В истории философии выделяют следующие основные этапы русской философии [3]:
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси. Митрополит Иларион.
Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России). Иосиф Волоцкий (1439–1515), Иоанн IV Грозный (1530- 1584).
Философия XVIII века. Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.
Философия XIX века. К.Ф. Рылеев, С.И Уваров, А. С. Хомяков, И. С. Аксаков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А.Л. Блок, П.А. Чаадаев, И. А. Гагарин, А.И. Герцен, Н.П. Огарев.
Русская и советская философия XХ века. [3].
Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства).
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Один из немногих философов того времени, чье творчество дошло до нас - русский митрополит Иларион, чье «Слово о законе и благодати» написано примерно в 1037—1043 годах.
Русская философия XII – XVII веков.
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и философии приходится на XIII – XVII вв. наиболее известные философы того времени - Иосиф Волоцкий (1439–1515), Иоанн IV Грозный.
Читать дальше
Таким образом, исследовав экзистенциалистские идеи в русской философии, мы пришли к выводу, что для абсолютного большинства русских философов характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека – чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных.
Идеал цельности противопоставляется фрагментарности, расчлененности культуры индустриального общества. В. Соловьев писал: «Но мир – это не просто целостность, а положительное единство» [1].
Чаще всего положительное единство понимается как приоритет религиозного опыта жизни. Философия сливается с религией, прежде всего с православием. Положительное единство понимается также как нравственность, оправдание абсолютного добра. Нравственность, понимаемая на уровне субъекта, приводит к этическому персонализму. Нравственность в общественном контексте приводит к принципу соборности. Соборность означает единство людей на основе их любви к Богу и следование строгой нравственности. Принцип соборности кладется в основу интерпретации политических и правовых воззрений.
Отличительные черты экзистенциалистских идеи в русской философии являются:
на первое место выдвигаются категории абсурдности бытия, страха, отчаяния, одиночества, страдания, смерти;
личность имеет противодействовать обществу, государству, среде, враждебной «другому», ведь все они навязывают ей свою волю, мораль, свои интересы и идеалы;
понятие отчуждения и абсурдности взаимосвязаны и взаимообусловлены в литературных произведениях экзистенциалистов;
высшее жизненную ценность экзистенциалисты видят в свободе личности;
существования человека толкуется как драма свободы;
чаще всего в художественных произведениях применяется прием повествования от первого лица.
Экзистенциалистские идеи в русской философии подчеркивает, что человек отвечает за свои действия только тогда, когда действует свободно, имеет свободу воли, выбора и средств их реализации. Формами проявления человеческой свободы является творчество, риск, поиск смысла жизни, игра и др.
Читать дальше
1. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. – М., 1994.
2. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: 1993.
3. История философии: Запад-Россия-Восток 2-я книга. – М., 1998.
4. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
5. Философия: Энциклопедический словарь. – М., 2004.
6. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. – М.: 1994.
7. Шестов Л. И. Апофеоз беспочвенности. – М.: 1991.
Читать дальше