Поднимая тему современных средств массовой информации, ее значения, нужно в первую очередь определиться с предметом обсуждения. СМИ в том понимании, которое нужно для темы данного исследования, это система органов и технических средств для публичной передачи информации, аналитических материалов, новостей во всех сферах жизни, анализа происходящего в мире.
В современном обществе средства массовой информации обладают фундаментальным социальным значением. Практическая значимость средств массовой информации настолько обогнала теоретические исследования в сфере журналистики, что стала наглядным примером ситуации, когда не теория дает жизнь практике, а практика становится причиной теоретического осмысления уже существующего социокультурного явления.
Средства массовой информации – это феномен не только общественной, но и духовной жизни, уникальное социокультурное явление, способное охватить своим влиянием самые широкие слои населения.
Средства массовой информации в современном обществе выполняют сразу несколько основных функций, которые перечислены далее.
1. Информация
2. Культура и просвещение
3. Интеграция
4. Воспитание
5. Организация
6. Образование
7. Рекреация (развлечение)
Главная функция СМИ – это информация. Благодаря СМИ постоянно увеличивается роль, которую играют информация, знания и информационные технологии в жизни общества.
Возрастает число людей, чья профессиональная деятельность - информационные технологии, коммуникации и производство информационных продуктов и услуг. Рост доли информационных продуктов и услуг в общем объеме валового внутреннего продукта.
СМИ выступают катализатором, который подгоняет постоянно убыстряющийся процесс информатизации общества. Активное использование населением таких средств распространения информации, как телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, а также традиционные и электронные СМИ формирует на глазах современного человека глобальное информационное пространство.
Очень важно и то влияние, которое СМИ оказывают на сферу образования и воспитания. Условия современного глобального мира таковы, что в развитии экономики чрезвычайно важное место занимает рынок трудовых ресурсов. Мы становимся свидетелями колоссальной научно - технологической революции. Людям приходится заниматься непрерывным освоением все новых высоких технологий. Повсеместное распространение компьютерных сетей требует от человека овладения основными компьютерными навыками.
Итак, в России, как и во многих других странах, избравших путь демократического развития, в настоящий период происходит становление системы активных публичных коммуникаций, участниками которых становятся государственные и общественные институты, граждане как члены социума и организации.
Наиболее распространенные жанры журналистики – это телевидение и радио, печатные газеты, а также сетевая журналистика – от блогов до групп по интересам в различных соцсетях.
Читать дальше
Способность телевидения к охвату самых широких слоев населения, даже остающихся вне пределов влияния других СМИ, делает его уникальным явлением, с которым пока не может сравниться даже Всемирная сеть интернет. Указанная способность телевидения обусловлена его физической природой, определяющей специфику создания и передачи информации посредством телевидения.
Интернет сегодня - основная площадка социального взаимодействия людей. В соответствии с данными компании Pingdom, число людей, пользующихся глобальной Сетью, к началу 2013 года приблизилось к 2,4 миллиардам. Из них 62%, то есть полтора миллиарда, активно используют социальные сети. Сегодня самый популярный вид деятельности современных интернет-пользователей – это проведение времени в социальных сетях. Так, только одна социальная сеть Facebook (Фейсбук) собирает ежемесячно миллиард человек, которые хотя бы один раз посещают ее. Общая численность активных пользователей Twitter (Твиттер) в начале 2013 г. приблизилась к 200 миллионам человек. Пользователи Фейсбук ежедневно загружают около 300 миллионов новых фото. Видеохостингом YouTube в течение каждого дня пользуются около 4 миллиарда раз – столько просмотров видеороликов насчитывает этот популярный во всем мире интернет-ресурс.
В нашей стране активность пользователей социальных сетей является одной из самых высоких в мире. Крупнейшая российская социальная сеть - это ВКонтакте, которая объединяет свыше 140 миллионов пользователей. Из них 38 миллионов человек заходят в социальную сеть Вконтакте ежедневно. Другую широко известную в стране социальную сеть - «Одноклассники» - каждый день посещает более 30 миллионов пользователей. Огромное число групп по интересам и различных сообществ в этих соцсетях для наиболее активных пользователей Вконтакте и Одноклассников является вполне реальной альтернативой как телевидению, так и печатной прессе.
Читать дальше
Определение «телевизионный журнал» (magazine по-английски) по своей сути может содержать различные понятия.
Во-первых, телевизионным журналом называют форму передачи информации в системе «телетекст» - то есть сменяющие друг друга сюжеты и эпизоды.
Во-вторых, телевизионный журнал – это программа, созданная в «журнальном» варианте. Ее составляют разнообразные эпизоды, имеющие различную продолжительность, касающиеся всевозможных проблем, которые носят в основном информационный характер. Впрочем, телевизионный журнал может быть и спортивного, и музыкального, и развлекательного характера. Бывает и так, что телевизионный журнал информационного или познавательного направления включает в себя развлекательные фрагменты.
Характер телевизионного журнала определяет собственно содержание материала, которому он посвящен. При этом форма должна соответствовать содержанию, причем содержание, разумеется, должно быть важнее, чем форма. Такое сочетание может обеспечить успех телевизионного журнала, стать достоинством передачи, наполнить ее пропагандистским и познавательным смыслом. Эту истину хорошо знают журналисты-практики, которые постигли ее на собственном опыте.
Впрочем, телевизионный журнал может быть посвящен и таким событиям и явлениям окружающей действительности, которые в принципе не допускают никакого воздействия со стороны журналиста. Тем не менее, творческая мысль режиссера и сценариста необходима и здесь – ведь если создать телевизионный журнал при помощи одних только визуальных средств, при отсутствии словесных комментариев, то транслируемые в нем события на телевизионном экране могут утратить значительные составляющие своего содержания. Телезритель может многое не понять, или понять неправильно, или же просто не заметить какие-либо важные факты без «подсказки» тележурналиста.
Вид телевизионного журнала определяется объективным характером транслируемого в журнале материала. Есть тележурналы, для которых достаточно только правильно выстроенного видеоряда и закадрового комментатора, а есть такие, для которых настоятельно необходима фигура телевизионного ведущего.
Читать дальше
Итак, в данной работе были рассмотрены особенности телевидения как вида журналистской деятельности и телевизионные программы, которые принято называть «тележурнал» и телеобозрение».
Телевидение – уникальный и ничем пока не превзойденный инструмент массового воздействия на население. Физическая природа радиосвязи такова, что позволяет сигналу телевидения проникать в любые места. Телевизор смотрят и в столице, и в глухой деревне, и в армейском гарнизоне, и в кругосветном плавании.
Телевизионный журнал и телевизионное обозрение – аналитические жанры телевидения, основанные на более широком, чем в традиционных новостных выпусках, анализе происходящих событий или явлений.
Читать дальше
1. Кабанова О. Министр без галстука // Известия. 2001 год. № 98. 30.11. 2001.
2. Поздняков Н.К. «Информационная телепередача». М.: Искусство, 1998.
3. Свободин А. Откровения телевидения. . http://www.library.cjes.ru (сетевой ресурс)
4. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 3. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1990. - с. 268
Читать дальше