В зависимости от основы характеристики, внутрисемейное общение можно описать по-разному. Если брать коммуникативные установки, то все семьи делятся на альтруистические и корпоративные.
Для корпоративной или прагматичной семьи характерно общение на партнёрских началах. В данном типе семей действуют свои правила, при которых обязанности одного члена выполняются только в случае выпол-нения их другими членами.
Родители в воспитательных целях могут использовать как «кнут», так и «пряник». Этими методами создаётся мотивация к действию. Если рассматривать ценностные интересы данной семьи, то чаще всего они сов-падают. Однако, редко кто пожертвует собственными интересами ради общего блага.
Взаимодействие между членами такой семьи достаточно открытое, секреты, как правило, отсутствуют. Благодаря этому в дальнейшем легко проходит адаптация к социуму у детей из таких семей. Стоит заметить, что прагматичность отношений между супругами и ближайшими родственни-ками способствует воспитанию эгоистичного ребёнка.
Для альтруистических семей на первом месте стоит забота о других. Все усилия ориентированы на общее благо и благосостояние каждого чле-на этой семьи. При выборе между собственными интересами и интересами семьи непременно выиграет семья. В данном типе семей, как правило, установлены правила. И если кто-то из членов семьи ими не пользуется, он всё-равно получает поддержку родных. В альтруистических семьях не ис-ключены тайны, т.к. члены такой семьи не хотят огорчать других. Обсуж-дению подлежат не все темы, но в случае непредвиденных обстоятельств решение принимается совместно. В общении преобладают нежные и лас-ковые слова и имена, которые используются только в семейном кругу.
По типу распределения власти все семьи можно разделить на демо-кратические и авторитарные. Члены демократических семей легче адапти-руются к окружающему миру. Внутри семьи мнение каждого важно и учи-тывается как взгляд личности со своим мировоззрением. Для членов демо-кратических семей реже возникают неврозы.
Для авторитарных семей чаще всего характерен культ отца. Он определяет выбор других и оказывает на них влияние. Общение происхо-дит в строго установленных рамках.
Читать дальше
Для детей первых лет жизни основным способом общения является невербальное – без слов. По сравнению со взрослым человеком ребёнок в несколько раз чувствительнее к восприятию невербальных сигналов.
Набор невербальных сигналов эмоционального состояния мало за-висит от типа расы или особенность культурной среды. И данный набор присутствует уже с рождения. Так, ребёнок в возрасте десяти дней уже в состоянии различать базовые эмоции в зависимости от интонации, мимики, дыханию и позам окружающих его людей. На протяжении следующих ме-сяцев эти навыки активно развиваются, а к 6 месяцам ребёнок уже не толь-ко определяет состояние взрослых, но и реагирует на него. Замечено, что до 1,5 лет ребёнок считывает в первую очередь отрицательные эмоции ро-дителей, транслируя их обратно, однако с эмоциональной стороны их не переживая.
Невербальные сигналы являются отражением сложных эмоций в различных комбинациях, сопровождают вербальное общение, порою его заменяя или являются самостоятельным носителем послания.
С раннего детства человек учится сопоставлять врождённые знания о выражении простых эмоций и окружающую действительность. По резуль-татам этого сопоставления формируется доверие или недоверие к этому знанию. Особое место занимает распознавание сложных невербальных сигналов и их социальной значимости.
Если в семье ребёнка часто обманывали, проявляя ложные эмоции, то ребёнок в результате не сможет доверять своим врождённым знаниям. Он становится дезориентированным, что влечёт за собой развитие невро-зов и осложнений во взаимодействии с окружающими.
Читать дальше
Социальный. Проявляется в то, что после рождения ребенка с про-блемами в развитии его семья становится малообщительной и избиратель-ной в контактах в силу сложившихся отягчающих обстоятельств. В семье сужается круг общения, даже родственники могут быть исключены из кру-га приближенных лиц. Это связано не только с состоянием ребёнка, но и личностными переживаниями самих родителей, которые могут испытывать чувство страха или стыда.
Для социальной позиции большинства родителей характерна безы-нициативность. По мнению родителей проблемами ребёнка должны зани-маться как специалисты, так и сотрудники учреждений, которые посещает их ребёнок.
Психологический. Появление ребенка с отклонениями в развитии с точки зрения большинства родителей воспринимается отрицательно. Очень часто это вызывает стресс, особенно у матерей. Данный стресс явля-ется длительным и достаточно сильно деформирует психику родителей. Он становится исходной точкой травмирующего изменения уклада, который сформировался в семье.
Деформации подвергаются все внутрисемейные отношения, взаимо-действие семьи и окружающих, мировосприятие и ценности каждого из родителей больного ребёнка.
Достаточно быстро разрушаются ожидания родителей, связанные с будущим ребёнка. Восприятие же ребёнка с его недостатками и формиро-вание новых жизненных ценностей растягивается на неопределённый пе-риод.
Соматический : возникший стресс в результате необратимых рас-стройств и психики ребенка, может вызвать различные болезни и у его ма-тери, так как является пусковым механизмом всех болезней. В этой пато-логической цепочке недуг ребенка вызывает стресс у матери. Стрессовое состояние матери провоцирует у нее соматические и психические заболе-вания.
Читать дальше
Невроз ребёнка является заболеванием формирующийся личности, которое затрагивает как отношения в семье, так и отношения со сверстни-ками и взрослыми.
Достаточно большое количество черт характера и поведение ребёнка формируются как следствие ошибок в семейных отношениях и воспитании. На пересечении отклонений в характере и неврозах ребёнка находятся родители.
Изменение личности родителей, в частности наличие невроза у мате-ри, способствуют развитию невроза у ребёнка. Основными факторами невротизации ребёнка становятся проблемы в воспитании и конфликты в семье.
Главной причиной принято считать отношения родителей. Для семей с детьми, страдающими неврозами, характерны определённые особенно-сти. В частности:
-противоположные черты характера супругов,
-несостоятельность одного из родителей в роли супруга или воспита-теля детей,
-эмоциональная напряжённость в семье и её изоляция от внешних связей.
Существуют несколько факторов невротизации детей. К факторам первой группы относят непроизвольную компенсацию родителем своих чувств и переживаний. Сюда же относят гиперопеку матери, основанную на тревожности и страхе одиночества. Для родительского отношения ха-рактерна неосознаваемая проекция личных проблем на детей. Очень часто существует разрыв между словом и делом, отсутствие личного родитель-ского примера.
К факторами второго порядка являются непонимание родителями возможностей своего ребенка. Непринятие детей отражается на желании иметь ребенка. Требования и ожидания ребёнка не соответствуют возмож-ностям и потребностям ребёнка, очень часто родители излишне фиксируют проблемы.
Родительское отношение на различных этапах жизни ребёнка меня-ется. Недостаток заботы сменяется избытком и наоборот. Непоследова-тельность в обращении с ребёнком сильно сказывается на невротизации. Несогласованность родительских отношений обуславливается конфликтом и чертами темперамента.
Читать дальше
Для семьи основными принципами общения с ребёнком, имеющим нарушения в речевом развитии являются:
1. Принцип любви, терпения и эмоциональной привязанно-сти близких к ребёнку с отклонениями в развитии.
2. Принцип полного безоценочного принятия ребёнка с от-клонениями.
3. Принцип формирования гармоничной личности ребёнка, подростка, молодого человека.
4. Принцип внимательного наблюдения за ребёнком и оцен-ка его состояния.
5. Принцип активного участия родителей в процессе воспи-тания и развития ребёнка, коррекции его нарушений и социальной адаптации.
6. Принцип выбора приоритетов в развитии задатков и спо-собностей ребёнка с отклонениями в развитии.
Для образовательной организации первостепенное значение имеют следую¬щие принципы.
1. Всестороннее развитие ребенка, взаимосвязь речевой работы со всеми другими разделами воспитательно-образовательного процесса.
2 . Реализация всех задач развития речи в их взаимо¬связи.
В плане должны найти отражение все разделы про¬граммы речевого развития:
- воспитание звуковой культу¬ры речи,
- формирование словаряи грамматического строя речи,
- развитие связной речи,
- формирование элементар¬ного осознания явлений языка и речи,
- ознакомление с художественной литературой.
Вся деятельность должна планироваться таким образом, чтобы ко-нечным результатом стало усвоения языка детьми. Данные навыки долж-ны выражаться в форме связных высказываний.
3. Должен существовать и отдельный деятельностный подход. Работа должна планироваться, исходя из особенностей развития и становления коммуникативной деятельности. При этом должен осуществляться процесс общения воспитателя с детьми по всем видам деятельности.
Родная речь должна постигаться через активность и самостоятель-ность детей и соприкасаться с их бытом, трудом или игрой.
4. определение методики и отбор самого содержания должно осно-вываться на основе учета возрастных особенностей у детей и достигнутого уровня речи ребенка.
5. должна соблюдаться и последовательность к нарастанию требова-ний к речи детей. Необходимо соответственно усложнять содержание, ме-тоды и приемы речевой работы по мере продвижения в усвоении того или иного материала.
Читать дальше
Любая стратегия семейной жизни заключается в оценке ситуации в плане возможности ее изменения. В противном случае приходится изме-нять восприятие данной ситуации, т.е. примириться с ней.
Внутренние стратегии: пассивная позиция заключается в избегании поиска решения проблемы. Что бы ни случилось - все воспринимается как должное. Активная позиция заключается в способности идентифицировать те условия, которые можно изменить, и активной деятельности по их изме-нению, а также в способности идентифицировать условия, которые изме-нить невозможно на данный момент и принять их как данность.
Внешние стратегии основываются на умении опираться на экстрасе-мейные подсистемы, т.е. на индивидуумов и учреждения не входящие в си-стему семьи – умение находить и использовать помощь других людей (со-седей, друзей, других семей, имеющих или не имеющих сходные пробле-мы); способность находить духовную поддержку (советы и помощь рели-гиозных деятелей); умение использовать ресурсы государственной под-держки.
Читать дальше
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными воз-можностями здоровья. М., 2003
2. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержания рабо-ты с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения //Дефектология – 1999. №4
3. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у до-школьников. М., 2004
4. Мамайчук И.И., Киреева Л.А. Психолого-педагогическая помощь се-мье. Л., 1986
5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с откло-нениями в развитии. М., 2004
6. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический ас-пект детского развития. М., 1999
7. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихоло-гия. Москва – Воронеж, 1996
8. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе – М., 2001
9. Синягина Н.Ю.Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001
10. Семаго М.М. Социально-психологические проблемы семьи, имею-щей ребенка-инвалида с детства. М., 1992
11. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //Дефектология – 1998. №4
12. Ширяева Л.В., Постникова Л.В. и др. Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с нарушениями речевого и ин-теллектуального развития //Материалы второго Российского конгресса ''Мир семьи'' , Ч.1, М., 2001
13. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.- СПб, 1996
14. Юртайкин В.В., Комарова О.Г. Семья и ребенок с ''особыми нужда-ми''. Школа Здоровья. 1996. Т.3
Читать дальше