В информационно-коммуникационный XXI век с появлением новых средств общения, поиска, обработки и передачи информации изменилось отношение человека к книге: для кого-то она является средством познания мира, для других – способом отвлечения от повседневной суеты, но для заметной части общества – явлением если не устаревшим, то устаревающим. Изменился и взгляд на самого человека и его жизненные приоритеты: на первое место для многих выходит достижение карьерных целей и материальной состоятельности. В такой ситуации конкуренцию за временной ресурс выигрывает не чтение художественной литературы, а иные виды активности. Стоит отметить и тот факт, что доступность литературных источников сегодня отнюдь не приводит к повышению уровня начитанности заметной части общества, степень освоения литературного фонда, вошедшего в сокровищницу национальной и мировой культуры, не возрастает, а, наоборот, снижается и становится менее упорядоченной.
В принятой в 2006 г. Национальной программе поддержки и развития чтения указаны основные показатели снижения уровня культуры чтения в России: это и возрастание числа абсолютно не читающих взрослых людей, и утрата традиции семейного чтения, и невостребованность фондов публичных библиотек, и, что главное, недостаточное осмысление проблем читательской культуры на уровне государственной политики .
На этом фоне нам представляется весьма важным поставить следующие вопросы: какого читателя вырастит сегодняшняя школа, являются ли результативными усилия учителей-словесников в формировании читательской зрелости старшеклассников, как современные тенденции сказываются на формировании читательской активности старшеклассников, их вкусов и предпочтений? Актуальность проблемы снижения культуры чтения в обществе и появление стереотипного представления о том, что художественная литература исчерпала себя, обусловила необходимость изучения отношения старшеклассников к чтению, поскольку данные такого исследования могут быть применены при разработке методики формирования читательской деятельности школьников .
Читать дальше