1 Ю. Хабермас "Философия как местоблюститель и интерпретатор" Список литературы
МГУ им. Ломоносова

Ю. Хабермас "Философия как местоблюститель и интерпретатор"

эссе
Философия
5 страниц
87% уникальность
2015 год
5 просмотров
Davydenko_EV Е.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Фрагмент текста
Список литературы
Введение. Ю. Хабермас (род. в 1929 г.) – ведущий немецкий философ, основатель теории коммуникативного действия. Выпустил свой программный доклад «Философия как местоблюститель и интерпретатор», где выступал за особую роль философии, ее взаимодействие с другими дисциплинами. В какой-то степени Хабермаса можно считать новатором в философии, поскольку во многом его концепция ориентирована на практизацию философии, переход философии из чисто теоретизированных наук в практическое русло, сокращением дистанции между философией и обыденным сознанием. В рамках данных философских размышлений Хабермаса заслуживает особого внимания теория коммуникативного разума/действия, предполагающая еще один аспект практизации философии. В частности, философская мысль, по мнению Хабермаса, должна иметь контекст, непосредственное отношение к связям, которые и составляют, по сути, содержание фактического опыта людей [4]. Вопросы места философии, ее интеграции с другими науками на протяжении долгого времени интересуют ученых. Возможно ли данное взаимопроникновение, и каким образом, в чем оно проявляется? Свое понимание и трактовку этой проблемы дает Ю. Хабермас. С этой целью рассмотрим ключевые тезисы теории Ю. Хабермаса. Основная часть. Программный доклад Хабермаса «Философия как местоблюститель и интерпретатор» является своего рода реакцией на критику традиционного эпистемологического статуса философии как фундаментальной науки. В целом создание такой критической теории в философии, которая бы по-новому интерпретировала явления, было необходимо. Толчком к появлению концепции Хабермаса послужила кардинальная смена философских парадигм в ХХ веке, в соответствии с которой произошел переход от философии сознания к философии языка. Конструирование бытия базируется уже не на трансцендентальности субъекта, а на грамматических языковых структурах. Философия, по мнению Хабермаса, уже не может претендовать на представительство мирового духа, выступать в роли «судьи, вершащего суд над подвластными ему территориями науки, морали и искусства, для ее последователей выдвигаемое притязание на разум» [1, 86]. Ю. Хабермас пишет: «философия, даже если она устраняется от проблематичной роли указчика и судьи, все-таки может и должна сохранить за собой притязания на разумность, выполняя более скромные функции местоблюстителя и интерпретатора» [2, 12]. На место разума философии сознания приходит коммуникативный разум философии языка. Значение коммуникативного разума состоит в актуализации рациональности, присущей миру и обществу и реализуемой в коммуникативном действии, а источником ценностных норм и морали выступает жизненный мир личности. Хабермас констатирует: «Разум, выраженный в коммуникативном действии, способствует взаимопониманию, но только вместе со слившимися в особую тотальность традициями, общественной практикой и всем комплексом телесного опыта» [3, 336]. Хабермас считал, что межличностные отношения, реализуемые в языковом дискурсе коммуникативного действия, должны быть направлены на достижения взаимопонимания и консенсуса. Обращаясь к трудам Фрейда, Вебера и других ученых, Хабермас прослеживает развитие в науках о человеке исследовательских традиций, отличительной характеристикой которых служит наличие явного философского элемента. Именно благодаря данному аспекту можно объяснить новаторский характер соответствующих теорий. В этой связи Хабермас обосновывает новое эпистемологическое призвание философии, которая должна отречься от прежних фундаменталистских притязаний и быть сопричастной появлению новых эмпирических теорий с сильными универсалистскими притязаниями. Иначе говоря, по мнению Хабермаса, философия должна играть роль местоблюстителя таких теорий. Эффективность интеграции конкретных наук и философии должно базироваться на их эпистемологическом равенстве, точнее, как выражался Хабермас, «неэксклюзивном разделении труда». Данное положение приводит к тому, что эвристичность исследований зависит от способности дисциплин, наук выходить за свои дисциплинарные рамки [5]. Выделим ключевые тезисные положения Хабермаса, которые он использовал для аргументации своей позиции: 1) Использование принципа интерсубъективности вместо субъективности. Хабермаса интересует преимущественно вопрос о возможности философии и науки. Для Хабермаса философствование есть интерсубъективное действие. 2) На смену философии языка приходит философия сознания. Центральным моментом философии становится языковая деятельность человека. 3) Использование критического диалога вместо диалога в сознании. 4) Использование дискурса вместо диалога. Дискурс представляет собой обмен логически обоснованными аргументами. В этой связи Хабермас обращается к традициям аналитической философии. 5) Применение логически обоснованного, содержательного осмысленного дискурса, благодаря чему достигается согласие и примирение различных позиций. 6) Интеграция философии и науки. 7) Идея коммуникативной общественности. В соответствии с идеями Хабермаса становление буржуазного общества связано с появлением коммуникативной общественности. В данном случае речь идет о гражданском демократическом обществе, в рамках которого открываются новые возможности для эффективного диалога.
Читать дальше
1. Авсеев А.А. Диалектико-спекулятивный анализ становления трасверсальной философии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. Выпуск №20 (115). Том 18. С. 85-90. 2. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб.: Наука, 2006. – 380 с. с.19-21. 3. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М.: Весь мир, 2003. – 360 с. 4. www.gefter.ru 5. www.iph.ras.ru
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Политическая власть в системе обеспечения национальной безопасности
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2015
Предмет:
Политология
доклад
Лексико-стилистические особенности авторской сказки(На примере сказок Дж.Роулинг)
Количество страниц:
17
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2015
Предмет:
Теория и методика преподавания иностранных языков
контрольная работа
Общество потребления: концепции и проблемы функционирования
Количество страниц:
23
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2015
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image