Введение. Ю. Хабермас (род. в 1929 г.) – ведущий немецкий философ, основатель теории коммуникативного действия. Выпустил свой программный доклад «Философия как местоблюститель и интерпретатор», где выступал за особую роль философии, ее взаимодействие с другими дисциплинами. В какой-то степени Хабермаса можно считать новатором в философии, поскольку во многом его концепция ориентирована на практизацию философии, переход философии из чисто теоретизированных наук в практическое русло, сокращением дистанции между философией и обыденным сознанием. В рамках данных философских размышлений Хабермаса заслуживает особого внимания теория коммуникативного разума/действия, предполагающая еще один аспект практизации философии. В частности, философская мысль, по мнению Хабермаса, должна иметь контекст, непосредственное отношение к связям, которые и составляют, по сути, содержание фактического опыта людей [4]. Вопросы места философии, ее интеграции с другими науками на протяжении долгого времени интересуют ученых. Возможно ли данное взаимопроникновение, и каким образом, в чем оно проявляется? Свое понимание и трактовку этой проблемы дает Ю. Хабермас. С этой целью рассмотрим ключевые тезисы теории Ю. Хабермаса.
Основная часть. Программный доклад Хабермаса «Философия как местоблюститель и интерпретатор» является своего рода реакцией на критику традиционного эпистемологического статуса философии как фундаментальной науки. В целом создание такой критической теории в философии, которая бы по-новому интерпретировала явления, было необходимо.
Толчком к появлению концепции Хабермаса послужила кардинальная смена философских парадигм в ХХ веке, в соответствии с которой произошел переход от философии сознания к философии языка. Конструирование бытия базируется уже не на трансцендентальности субъекта, а на грамматических языковых структурах. Философия, по мнению Хабермаса, уже не может претендовать на представительство мирового духа, выступать в роли «судьи, вершащего суд над подвластными ему территориями науки, морали и искусства, для ее последователей выдвигаемое притязание на разум» [1, 86].
Ю. Хабермас пишет: «философия, даже если она устраняется от проблематичной роли указчика и судьи, все-таки может и должна сохранить за собой притязания на разумность, выполняя более скромные функции местоблюстителя и интерпретатора» [2, 12]. На место разума философии сознания приходит коммуникативный разум философии языка. Значение коммуникативного разума состоит в актуализации рациональности, присущей миру и обществу и реализуемой в коммуникативном действии, а источником ценностных норм и морали выступает жизненный мир личности. Хабермас констатирует: «Разум, выраженный в коммуникативном действии, способствует взаимопониманию, но только вместе со слившимися в особую тотальность традициями, общественной практикой и всем комплексом телесного опыта» [3, 336]. Хабермас считал, что межличностные отношения, реализуемые в языковом дискурсе коммуникативного действия, должны быть направлены на достижения взаимопонимания и консенсуса.
Обращаясь к трудам Фрейда, Вебера и других ученых, Хабермас прослеживает развитие в науках о человеке исследовательских традиций, отличительной характеристикой которых служит наличие явного философского элемента. Именно благодаря данному аспекту можно объяснить новаторский характер соответствующих теорий. В этой связи Хабермас обосновывает новое эпистемологическое призвание философии, которая должна отречься от прежних фундаменталистских притязаний и быть сопричастной появлению новых эмпирических теорий с сильными универсалистскими притязаниями. Иначе говоря, по мнению Хабермаса, философия должна играть роль местоблюстителя таких теорий.
Эффективность интеграции конкретных наук и философии должно базироваться на их эпистемологическом равенстве, точнее, как выражался Хабермас, «неэксклюзивном разделении труда». Данное положение приводит к тому, что эвристичность исследований зависит от способности дисциплин, наук выходить за свои дисциплинарные рамки [5]. Выделим ключевые тезисные положения Хабермаса, которые он использовал для аргументации своей позиции:
1) Использование принципа интерсубъективности вместо субъективности. Хабермаса интересует преимущественно вопрос о возможности философии и науки. Для Хабермаса философствование есть интерсубъективное действие.
2) На смену философии языка приходит философия сознания. Центральным моментом философии становится языковая деятельность человека.
3) Использование критического диалога вместо диалога в сознании.
4) Использование дискурса вместо диалога. Дискурс представляет собой обмен логически обоснованными аргументами. В этой связи Хабермас обращается к традициям аналитической философии.
5) Применение логически обоснованного, содержательного осмысленного дискурса, благодаря чему достигается согласие и примирение различных позиций.
6) Интеграция философии и науки.
7) Идея коммуникативной общественности. В соответствии с идеями Хабермаса становление буржуазного общества связано с появлением коммуникативной общественности. В данном случае речь идет о гражданском демократическом обществе, в рамках которого открываются новые возможности для эффективного диалога.