Потребителей различной продукции можно определить как людей, а также групп людей и компаний самого разнообразного направления деятельности и масштаба, которые используют услуги, товары, а также различные идеи. Что же касается поведения потребителей, то его можно определить как некоторые действия, которые непосредственно связаны, как с приобретением, так и с потреблением различной продукции, а также с распоряжением ей. Сюда можно отнести процессы принятия решения, так как именно они предшествуют данным действиям, а также следуют за ними.
Хотелось бы отметить, что общество потребления является совокупностью определенных общественных отношений, где центральное место занимает индивидуальное потребление, которое опосредовано рынком. Именно отсюда выделяется совершенно новое отношение к так называемым «человеческим ресурсам». «Способ, которым сегодняшнее общество «формирует» своих членов, – пишет З. Бауман, – диктует в первую очередь обязанность играть роль потребителей».
Данное общество – это закономерное порождение достаточно зрелого капитализма. Конечно же, абсолютно в любом современном обществе индивидуальное потребление составляет вместе с производством некоторый его базис. Однако только на определенном этапе развития некоторое индивидуальное потребление подвергается достаточно глубокой институционализации, а также превращается в основной фактор экономического развития государства. С одной стороны, оно постепенно все глубже опосредуется определенным институтом рынка, а с другой же стороны само существование рынка, который является относительно независимым от индивидуального потребления, просто невозможно.
Ни одно современное государство не может быть исчерпывающе описано именно как общество потребления. То есть это только тенденция, проявляющаяся в различных государствах в определенной мере. Любое общество включает в себя различные остатки прошлых эпох, а также различные доминирующие формы определенных общественных отношений, ростки будущего. Именно поэтому определенная совокупность различных общественных отношений, которую можно назвать «обществом потребления», сосуществует с различными комплексами прочих отношений.
Таким образом, можно сказать, что общество потребления и его основные проблемы представляют большой интерес для изучения. Все это обуславливает актуальность темы данной контрольной работы.
При написании контрольной работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Алексеев П.В., Антюшин С.С., Новоселова Е., Соколов С.В. и многих других.
Целью контрольной работы является изучение общества потребления и его особенностей.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
рассмотреть сущность потребления и потребителей;
провести характеристику общества потребления;
изучить общество потребления и ограниченность ресурсов;
рассмотреть общество потребления в 21 веке.
Читать дальше
Определенный социально-философский анализ различных проблем потребления, а также статуса человека в современном потребительском обществе является полным и охватывающим в целом всю проблему. Хотелось бы отметить, что формирование различных потребительских ценностей является актуальным по некоторым причинам. Даже несмотря на то, что современное потребительское общество появилось именно на Западе, сегодня эта проблема стала особенно актуальной для различных незападных государств. То есть, вступив на определенный капиталистический путь развития, современные незападные государства, в том числе и наша страна, были вовлечены в так называемую консъюмеристскую идеологию, которая распространяется из-за коренных изменений в производстве, а также потреблении с помощью масс-медиа и рекламы, а также печати.
Данная идеология определенным образом редуцирует широко многообразие современных социальных отношений, которые сегодня направлены именно на присвоение различных материальных ценностей. Многие современные государства проходят примерно те же различные ценностные трансформации, которые коснулись западных стран во второй половине прошлого столетия, так как количество и определенная степень глобальных связей постоянно растет, можно наблюдать своеобразный экономический рост во многих современных незападных государствах. При этом различные критерии, по которым всегда разграничивался Запад и не-Запад именно в концептуальном плане, а не только географически, становятся намного менее ясными, а задача их определенного уяснения приобретает актуальность. Помимо того, все современное человечество не может следовать сложившемуся американскому стандарту потребления, для этого просто не хватит всех ресурсов Земли. Именно поэтому, сегодня особенно актуальным становится глубокий анализ сформировавшихся национальных моделей потребления.
Читать дальше
Во всей человеческой истории можно в общем виде выделить 2 ключевых периода формирования различных отношений по поводу деторождения. Первый – это определенный период, когда вообще не существовало каких-либо массовых средств определенного ограничения рождаемости. Что же касается второго периода, то он начался со второй половины прошлого столетия, то есть когда различные средства ограничения рождаемости стали простыми и доступными.
На протяжении первого периода высокая рождаемость несколько ограничивалась индивидуальной степенью репродуктивной способности людей, а также постоянно обостряющейся борьбой за ресурсы, а также различные средства поддержания существования.
Действовал определенный естественный вектор на рост населения некоторых государств мира. Когда население из-за причин постепенно становилось все больше, чем могли обеспечить различных ресурсы данных государств, начинались войны и походы за завоевание прочих ресурсов, определенные внутренние столкновения по тому же поводу. И, с одной стороны, различные ресурсы добывались или же перераспределялись, или же население в результате войн существенно сокращалось.
Можно сказать, что здесь действовали 2 ключевых момента: в силу определенной общей низкой обеспеченности различными ресурсами общий уровень жизни, а также общий уровень потребностей был невысок, а с другой стороны – данная модель была общей для общества в целом, а также для отдельной семьи при прочих равных. Хотя сохранялись различные ограничивающие обстоятельства.
Постепенно с переходом к «модерну», то есть – к индустриальному обществу, увеличилось и активно развивалось производство, и прокормить себя стало возможным и вне так называемой «большой производственной семьи», работая по найму на предприятии или, позже, в конторе и офисе. С другой же стороны – постепенно увеличиваются различные требования к комфортности, а также уровню жизни, а далее – и его качеству. И зарабатываемых благ становится не достаточно для того, чтобы прокормить достаточно количество детей и обеспечить их быт уже на том уровне, который предпочитаешь сам.
Читать дальше
Хотелось бы отметить, что такую науку, как экономика называют мрачной или же угрюмой потому, что она показывает существование в любом обществе постоянной проблемы ограниченности. Данная проблема состоит из двух отдельных проблем, а именно:
ограниченности различных потребительских благ;
ограниченности производственных ресурсов, которые требуются для выпуска данных благ.
Вообще вторая из проблем является причиной, а первая является ее следствием. Ключевой причиной данных проблем можно назвать безграничность человеческих потребностей.
Рассмотрим более подробно понятие ограниченности ресурсов.
Можно сказать, что экономические ресурсы определяются как средства, которые требуются для производства различных товаров, услуг. Все они обладают некоторым общим свойством, а это ограниченность.
Само понятие ограниченности или же редкости является основным во всей экономической теории. Данное понятие отражает определенное реальное явление, преследующее всех людей с момента их рождения.
Вообще такое явление, как ограниченность ресурсов означает их определенный недостаток по отношению к уже существующим в них потребностям.
В любой экономической проблеме незримо или же явно присутствует так называемый «призрак» редкости всех экономических ресурсов и денежных средств, а также производственных и потребительских возможностей домохозяйств, компаний, государства. Все они хотят ослабить действие такого явления, как ограниченность ресурсов. Однако это может быть чревато некоторыми пагубными последствиями.
Если представить, что различные возможности общества в производстве товаров и услуг являются безграничными, так же как и потребности.
В данной ситуации все блага будут бесплатными и свободными, то есть их уже не нужно будет экономить, наступит всеобщее равенство, а также изобилие.
Читать дальше
Ритуальные походы по магазинам, фетишизация акций и распродаж, сомнамбулические покупки ненужных вещей, обожествление гламурных стандартов – потребление стало жизненной философией для многих наших соотечественников.
В советское время все нуждались, жили в обществе тотального дефицита. И квартира, машина, дача – это были какие-то тотемные цели, которых мало, кто достигал. А капитализм, который пришел в жизнь россиян совсем недавно, дал возможность удовлетворять свои потребности. И мы оказались в пространстве западного супермаркета.
Когда человек достигает того, чего он хотел, часто оказывается, что он хотел совсем не этого. Так получилось и с нами. Сейчас мы понимаем, что вот этот заполненный под завязку холодильник, который был предметом мечты наших родителей, - ничто иное, как страшная профанация алтаря, не имеющего на самом деле никакого отношения к нашему счастью. Это пародия на алтарь. Мы гонимся за потреблением, мы хотим чего-то достичь, что-то купить. И вдруг оказывается, что это что-то – гаджет для ребенка, игрушка, - нужны лишь для того, чтобы отвлечь, занять его. И тогда мама и папа смогут много работать. И вот они работают, получают стресс, ребенок отчужден. Теряется семья.
Американские ученые сравнили размеры посуды и еды на пятидесяти двух художественных полотнах последнего тысячелетия. И обнаружили, что габариты тарелок выросли на шестьдесят шесть процентов, порции еды на шестьдесят девять, а куски хлеба на двадцать три процента.
Мы считали, что наши люди будут жить лучше, если получат хороший рынок пищи. Но развитые капиталистические страны показывают обратное. Двадцать пять процентов американских школьниц страдают ожирением. Огромное количество болезней приходит из-за того, что мы переедаем. Мы не можем себя контролировать. И этот процесс имеет отношение ко всему.
Безусловно, нельзя ограничить потребление какими-нибудь политическими указами. Но мы должны задуматься о том, действительно ли мы потребляем столько, сколько нам нужно? Этот вопрос нужно адресовать самому себе.
Читать дальше
Такое понятие, как «потребитель» ведет свою историю из ключевых положений экономической теории, она активно оперировала им с момента своего зарождения. Можно сказать, что экономическая теория на сегодняшний день демонстрирует место, роль потребителя на современном рынке продукции, она описывает определенные условия, в которых действует покупатель, определяет поступательное развитие массового потребительского спроса, которое основано на производстве, продвижении на рынке требуемого количества продукции.
Определенный социально-философский анализ различных проблем потребления, а также статуса человека в современном потребительском обществе является полным и охватывающим в целом всю проблему. Хотелось бы отметить, что формирование различных потребительских ценностей является особенно актуальным.
Определенная проблема человека в современном обществе потребления объединяет сегодня Запад, а также не-Запад. Так называемое недопотребление вызывает определенные потребительские ожидания, а так называемое перепотребление несколько замыкает человека во всей системе потребительских ценностей.
Современная практика потребления постепенно трансформирует все социальное бытие человека, что дает возможность выделить на каждом этапе достаточно специфический тип человека. Данная периодизация включает государства, эволюционирующие именно в сторону консьюмеризма. Она не охватывает те государства, где имеется недопотребление. Потребление – было и остается необходимым. То есть человек всегда нуждается в различных объектах материального мира.
Читать дальше
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 608 с.
2. Антюшин, С.С. Основы философии: Учебное пособие / С.С. Антюшин. – М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, РАП, 2010. – 411 c.
3. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М.: «Весь мир», 2004. – 252 с.
4. Гусейнов, Р.М. Микроэкономика: Учебник для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2012. – 447 c.
5. Жаров, Л.В. Основы философии: Учебник / Т.П. Матяш, Л.В. Жаров, Е.Е. Несмеянов; Под ред. Т.П. Матяш. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 314 c.
6. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. – 4-е изд., теор. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 416 с.
7. Новоселова Е. Два взгляда на общество потребления // Российская газета – Федеральный выпуск № 6140 (164)
8. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 440 с.
9. Сычев, А.А. Основы философии: Учебное пособие / А.А. Сычев. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 368 c.
10. Ильин В.В. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/kr/ilyin.pdf
11. Индекс лучшей жизни. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/
12. Исследование Gallup International: Глобальный индекс счастья в 2013 году. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2013/02/27/6608
13. Кузнецов Д.А. Человек в обществе потребления. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://iph.ras.ru/uplfile/root/ROOTED/aspir/autoreferat/kuznetsov.pdf
14. Новые технологии в сельском хозяйстве могут оказаться тупиком. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gazeta.ru/science/2012/04/28_a_4566861.shtml
15. Понятие «Потребитель»: процесс становления. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://splf.ua/ru/publicatsii/ponyatie-potrebitel-process-stanovleniya
16. Проблема ограниченности ресурсов, или денег много не бывает. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy-plus.ru/problema-ogranichennosti-resursov-ili-deneg-mnogo-ne-byvaet/
Читать дальше