1.1 Что такое гламур?
Собственно, любые словари различают происхождение слова и происхождение явления гламура. Слово glamour возникло в средние века.
Исследователи его происхождения указывают на такой цепочку: grammatica (латинский) - grammaire (французский) - обучение и grimoire (французский) - колдовство — gramarye (английский), а затем grammar (английский) - грамматика, XII века — grammar (шотландский) - грамматика и glamour (шотландский) - колдовство, чары. Итак glamour означает колдовство, волшебство, зачаровывать.
Синонимы “гламура” - очарование, шик, блеск, лоск, миловидность, глянец.
Мы же сосредоточимся на глубинных основах гламура, и на том, что является причиной всеобщей гламуризации культуры.
Эти две культуры довольно долго существуют отдельно — культура производства и культура потребления. Преобладание той или иной культуры зависели в истории от социальной принадлежности, воспитания, религии и т.п.
Но роскошь и нищета были выражением именно социального расслоения в обществе. Роскошь была связана с богатством, а нищета с бедностью. В ХХ веке ситуация постепенно меняется.
Во-первых, связь между роскошью и богатством, и нуждой и бедностью разрывается — роскошь начинает быть доступной не только богатым, но и относительно обеспеченным.
Во-вторых, доминирование производства и производственных отношений, которые анализировал ещё Маркс, очень быстро сменяется доминированием потребления и отношений потребления, которые становятся доминирующими отношениями. То есть, уже непрофессионализм, а потребление начинает доминировать в публичной демонстрации.
В-третьих, в мире появляется большой средний класс менеджеров, клерков, брокеров, риэлтеров, высокопрофессиональных актеров, моделей, шоу-звёзд, журналистов и так далее, доминирующие мотивации которых являются принципиально новыми — быть массово востребованными, не имея крупной производственной собственности, но потреблять большие блага и роскошь.
Все эти процессы происходят как в капиталистической, так и в социалистической частях мира, они не зависят ни от уровня развития страны, ни от её культуры. Где-то это развито больше, где-то — меньше, но процессы имеют глобальный характер.
Значит тогда, когда потребление начинает доминировать над производством, роскошь становится общедоступной, социальная группа его потребителей очень широка, возникает необходимость градации — кто лучший.
Именно поэтому товары и услуги такого нового потребительского мира получают новое качество — демонстрировать градации роскоши. Так появляется “гламур” - как особая характеристика товаров и услуг.