Внутренняя среда. Потребительский товар длительного спроса – легковые автомобили. Концентрация – на бренд Lada, легко узнаваемый, давно существующий на рынке. Выделяются два направления: производство Lada и сборка иномарок. Ценовая политика – продажа бюджетных автомобилей. Основной рынок сбыта – РФ.
Продажи Lada падают: в 2012 г. – на 4%, в 2013 г. – на 12%. АвтоВАЗ прогнозирует падение своих продаж на 10-15% в 2014 г. В 2012 г. доля Lada на рынке РФ - 18,3%, в 2013 г. – 16,4%, по итогам первого полугодия 2014 г. – 15,6% [2]. Причины снижения доли АвтоВАЗа: усиление конкуренции, в том числе за счет бюджетных иномарок; проблемы с запуском новых марок (Lada Granta, Lada Largus). С учетом марок, принадлежащих контролирующему АвтоВаз альянсу Renault-Nissan, доля АвтоВАЗа - 30,6%. Иностранные акционеры активно используют мощности тольяттинского автогиганта под свои модели (начат выпуск японской Datsun).
Цель АвтоВаза - 20% рынка РФ. Для роста объема продаж запланирован выпуск новых моделей: Lada Vesta, Lada X-ray, Lada X-ray Cross. Также планируется активно продавать модели на экспортных рынках (кроме стран СНГ, где традиционно продаются Lada, рассматриваются еще 10 стран, включая Египет). Основные меры по преодолению спада в объеме продаж: снижение издержек и оптимизация работы; рост производительности труда; повышение качества выпускаемой продукции; запуск новых моделей. На предприятии активно сокращают рабочие места - запланировано уволить 7,5 тыс. работников. Сейчас на предприятии работает около 67 тыс. чел.
Финансы. Убыток «АвтоВАЗа» в 2013 г. - 7,9 млрд. руб. против прибыли в 29,2 млрд. в 2012 г. Выручка упала на 13 млрд. руб. до 177 млрд. Чистый убыток «АвтоВАЗа» в первом полугодии 2014 г. - 2, 747 млрд. руб. [2]. Ухудшение финансовых показателей связано со спадом продаж. В 2014 г. АвтоВаз не стал сильно повышать цены, что обусловлено субсидированием со стороны государства и программой по снижению издержек. В 2014 г. президент РФ В. Путин поручил Министерству финансов изыскать средства для субсидирования процентной ставки по кредитам на техническое перевооружение ОАО «АвтоВАЗ».
Внешняя среда. Основные негативные экономические факторы: замедление темпов роста ВВП; стагнация экономики; снижение уверенности потребителей в завтрашнем дне и пессимистические настроения потребителей относительно своих доходов; замедление темпов роста розничных продаж; ослабление курса рубля; рост процентных ставок на автокредиты; внешнеполитические факторы (ситуация вокруг Украины и санкции США и ЕС по отношению к РФ). По прогнозам объемы продаж автомобилей в РФ в 2014 г. снизятся на 12% против 2013 г. [3]. Восстановление рынка легковых автомобилей РФ прогнозируется к 2017 г. Положительные факторы: потенциал рынка, значительная емкость, проведение политики импортозамещения и др.
Читать дальше
1. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.aup.ru
2. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.lada.ru
3. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.pwc.ru
Читать дальше