Элементами управления процессами экономического и социального склада являются планирование и прогнозирование. Они применяются для установления наиболее адекватных направлений развития экономики, для корректировки темпов роста определенных отраслей. Финансовое прогнозирование и планирование — понятия не идентичные между собой, они предназначены для выполнения различных задач. Финансовое прогнозирование и планирование очень важны, как для отдельного предприятия, так и для целой страны, ведь эти элементы управления формируют условия для реализации поставленных задач. В широком понимании финансовое прогнозирование направлено на изучение ожидаемого в будущем экономического положения.
Актуальность темы. Прогнозирование разрабатывает стратегии в части обеспечения устойчивости предприятия и определяет направления вложения капитала, а также статьи для финансирования расходов. В узком понимании, понятие «прогнозирование» применяется к расчетам, при составлении финансовых планов, к примеру, при прогнозировании объема продаж, для прогноза себестоимости затрат. Прогнозирование дает расчетам определенную эластичность, позволяет привносить поправки в связи с изменившимися обстоятельствами. Финансовое прогнозирование и планирование также важны для внешних пользователей такого рода информацией. К примеру, банки проводят прогнозирование финансового состояния предприятий кредиторов.
Методика оценки вероятности ухудшения финансового состояния позволяет оперативно реагировать на прогнозы по банкротству и принимать соответствующие меры. В зависимости от результатов оценки состояния банком, предприятие может быть признано неплатежеспособным, в связи с чем, ему могут быть предложены варианты восстановления платежеспособности. Финансовое прогнозирование формирует предпосылки для финансового планирования. В зависимости от срока, прогноз может быть среднесрочным и долгосрочным. Финансовое прогнозирование определяет возможности управления движением финансовых потоков и предшествует планированию. Одним из ключевых инструментов экономического управления является планирование.
Целью данной работы является изучение социально-экономического прогнозирования в Российской Федерации.
Читать дальше
Варианты 1, 2 прогноза разработаны на основе единой гипотезы внешних условий. Различие вариантов обусловлено отличием моделей поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации государственной политики развития и перспективами структурного и бюджетного маневра.
При всей неопределенности геополитической обстановки рассмотренные основные сценарии основаны на предпосылке ее относительной стабилизации и отсутствии масштабных санкций со стороны ЕС и США. Чистый отток капитала существенно замедляется в последующие кварталы 2014 года, а в целом за год составляет 90 млрд. долларов США. При этом в 2014 году будут сохраняться риски дальнейшего углубления конфликта с Украиной, что определяет ухудшение условий заимствования на внешних рынках и ограничение взаимной торговли с Украиной. В основных вариантах прогноза предполагается ускорение роста мировой экономики, связанное прежде всего с динамикой развитых стран. Ожидаемый уровень цены на нефть Urals в 2014 году повышен на 3 доллара, до 104 долларов США за баррель в результате сохранения высоких цен в январе-апреле текущего года. В 2015 – 2017 гг. цена на нефть составит 100 долларов США за баррель, что соответствует предыдущей версии официального прогноза.
Вариант 1 (базовый) предполагает сохранение инерционных трендов, сложившихся в последний период, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора, при стагнации государственного спроса.
В 2014 году усиление ограничений привлечения капитала и рост премий за риск, связанные с ростом геополитической напряженности, не могут быть компенсированы фискальными или монетарными стимулами. В 2015 – 2017 гг. на фоне сокращения оттока капитала и по мере снижения геополитического напряжения и восстановления интереса бизнеса к инвестированию в расширение производства годовые темпы прироста экономики могут повыситься до 2,0–3,3 процента. Отток капитала в 2016 – 2017 гг. сокращается до 0-10 млрд. долларов США. Бюджетная политика строится в рамках текущих бюджетных правил, что ведет к снижению в реальном выражении государственного инвестиционного спроса.
Вариант 2 (умеренно-оптимистичный) предполагает более активную политику, направленную на снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряженности, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста. Сценарий характеризует развитие экономики в условиях повышения доверия частного бизнеса, применения дополнительных мер стимулирующего характера, связанных с расходами бюджета по финансированию новых инфраструктурных проектов, поддержанию кредитования наиболее уязвимых секторов экономики, увеличению финансирования развития человеческого капитала. Вариантом предусматривается расширение возможностей кредитного финансирования инвестиций частного капитала, в том числе за счет докапитализации банковской системы. Снижение геополитических рисков и улучшение бизнес-климата позволит существенно снизить масштабы оттока капитала к 2016 году. Сценарий также предусматривает успешную реализацию запланированных мер по поддержке экспорта, что позволит к 2018 году достичь существенного наращивания объемов экспорта промышленной продукции высокой степени обработки (в 2 раза по отношению к 2011 году). Экспорт нефти и газа также выше, чем в базовом сценарии.
Читать дальше
В современной экономике России проведенный комплексный анализ динамики развития субъектов хозяйствования позволяет сформулировать вывод об определенной стабилизации социального и экономического положения в стране. Сегодня намечается устойчивый и стабильный рост соответствующих внутренних государственных показателей, завершается преодоление социальной нестабильности общества в целом. Также осуществляется реализация национальных приоритетов в сельском хозяйстве, образовании, жилищном строительстве и здравоохранении. С помощью эффективного государственного управления удалось приостановить значительный спад производства .
При всех перечисленных положительных факторах можно все-таки отметить, что социально-экономическое развитие некоторых регионов России еще продолжает отставать при сравнении с более прогрессивными своими «собратьями». Объективное объяснение такого состояния находится в географическом положении регионов, их экономических и исторических особенностях. Именно на «подтягивание» депрессивных и отсталых регионов до средних показателей по стране и должна быть направлена государственная политика регионов, которая должна учитывать территориальные особенности и индивидуальный потенциал местных субъектов хозяйствования.
Социально-экономическое развитие – это одна из основных задач политики российских регионов, в процессе осуществления которой специалисты могут изучать достоверную и полную информацию как в разрезе отдельных регионов, так и по государству в целом. Благодаря эффективному осуществлению данных мероприятий правительство сможет оперативно среагировать на выявленные несоответствия. При проведении анализа множества подходов, которые позволяют оценить социально-экономическое развитие территориальной единицы, можно понять об отсутствии сегодня единой методики, которая может быть признана универсальной. Это связано, прежде всего, с наличием большого количества параметров, затрудняющих соответствующий анализ. Кроме этого, некоторые исследования нельзя отнести к комплексным, и поэтому они не отображают настоящее экономическое состояние .
Читать дальше
Единых принципов планирования не существует, финансовый план синхронизирует зачисления и расходования средств, а каждая организация осуществляет процесс планирования, исходя из своего опыта и нужд, в частности, оценивается достаточность средств для осуществления финансирования будущей деятельности предприятия. На государственном уровне применяются принципы эффективного управления общественными финансами, которые обеспечивают стабильную реализацию государственных программ в социальной сфере.
К ним относятся: налоговая и бюджетная прозрачность, долгосрочная устойчивость бюджетов страны, эффективная система взаимоотношений между бюджетами, консолидация бюджетного процесса, финансовое планирование на среднесрочную перспективу, бюджетирование, с упором на результат, финансовый контроль и отчетность. Эти принципы существуют в формате единой системы управления общественными финансами, которые должны постоянно развиваться и адаптироваться к условиям и меняющимся задачам.
Финансовые планы разделяются на: текущие, оперативные и перспективные. Значимость принимаемых решений при планировании распространяется на долгосрочную перспективу. Долгосрочные планы являют собой конструкцию, составляющими элементами которой служат краткосрочные планы. Если говорить о предприятиях, то они, в основном из-за отсутствия опыта и времени, используют краткосрочное планирование, то есть на один год вперед.
Годовой бюджет разделяется на квартальные и месячные планы. Финансовое прогнозирование и планирование на предприятиях может проводиться различно, в зависимости от размера и величины организации, но всегда направлено на формирование целей и реализацию их в будущем.
На современном же этапе, времени развития рыночной экономики, повышается значение региональных и территориальных аспектов. Региональная экономика и управление как экономическая дисциплина достаточно тесно связана с такими экономическими науками, как:
– экономическая теория: связь прослеживается в развитии, реализации законов и принципов экономической теории в региональном аспекте;
– комплекс отраслевых экономик: региональная экономика отражает и детализирует особенности функционирования отдельных экономик на территориальном уровне;
– управление и планирование народного хозяйства: связь можно обнаружить в реализации принципов планирования и управления на примере отдельного региона. Эффективность регионального управления неразделимо связана с улучшением жизненного уровня граждан, проживающих на этой территории.
Читать дальше
1. Антюшина Н.М. О задачах социально – экономической стратегии России в свете мирового опыта. // Общество и экономика, 2009 - №9-10.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 687 с.
3. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 838 с.
4. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2009. – 308 с.
5. Вопросы перспективного финансового планирования / Под ред. А.Н. Трошина. – М.: Издательство МАИ, 1998. – 46 с.
6. Долгосрочное финансовое планирование / Под ред. А.Н. Трошина. – М.: Издательство МАИ, 2008. – 89 с.
7. Иванов И.Д. Европа регионов. – М.: Международные отношения, 1998.- 253 с.
8. Крылов Г.З. Бюджетное устройство и бюджетное выравнивание // Финансы. – 2010. – №9. – с. 50-52.
9. Региональное финансовое планирование: обзор зарубежного и российского опыта. – СПб.: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр, 2009. – 104 с.
10. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. – 479 с.
11. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2006. – 384 с.
12. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Бек, 2007. – 604 с.
13. Улюкаев А.В. Новые вызовы денежно-кредитной политики // Деньги и кредит. – 2012. - № 11. – С. 3 – 5.
14. Челноков В.А. К вопросу о сущности, функциях и роли современных денег // Деньги и кредит. – 2010. - № 5. – С. 68 – 70.
15. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2007. – 592 с.
16. Экономическая теория / Под ред. Е.Н. Лобачевой. – М.: Юрайт, 2011. – 522 с.
17. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов // http://www.cbr.ru/today/publications_reports/on_2012%282013-2014%29.pdf
Читать дальше