Формирование устойчивого и благоприятного социально-психологического климата коллектива вступает одним из важных условий в борьбе за рост производительности труда. Другими словами, социально-психологический климат в организации является своего рода показателем уровня социального развития коллектива, а также его психологических резервов. Актуальность данной проблемы продиктовано запросами социальной практики, которые также обусловленные усилившимся коллективным характером профессиональной деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления персоналом. Социально-психологический климат в организации характеризует степень регуляции развертывающихся между ними отношений с использованием социальных и психологических воздействий.
Значимость социально-психологического климата в орагнизации детерминировано также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективных процессов и социальных явлений. Все это также является и показателем состояния данных взаимодействий.
Таким образом, объектом исследования данной й работы является социально-психологический климат коллектива.
Предмет исследования – особенности влияния социально-психологического климата на коллектив организации.
Цель данной работы - выявить особенности социально-психологического климата и его моделей в организации.
Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. изучить теоретические подходы к исследованию социально-психологического климата в организации;
2. определить модели исследования социально-психологического климата в организации
Читать дальше
Благоприятные отношения между сотрудниками не возникают сами собой, их нужно формировать. В связи с этим перед руководителями стоит важная задача по разработке и применению мер для эффективного управления социально-психологическим климатом.
Благоприятный психологический климат способствует продуктивной трудовой деятельности, повышает работоспособность и мотивацию персонала, тогда как в отсутствие такового можно столкнуться с известным в мировом менеджменте понятием итальянской забастовки, когда человек на рабочем месте буквально следует своим должностным инструкциям, не выходя за их рамки.
Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность, а также на эффективность индивидуальной или совместной деятельности в силу сложившихся в коллективе норм отношений между людьми. Важнейшими признаками положительного социально-психологического климата являются:
- доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу;
- доброжелательная и деловая критика;
- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся жизнедеятельности коллектива;
- отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для коллектива решения;
- достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
- принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из его членов.
Социально-психологический климат выполняет следующие функции:
1. Консолидирующая. Заключается в сплочении членов коллектива, в объединении коллективных усилий, направленных в образовательном учреждении на решение учебно-воспитательных задач.
2. Стимулирующая. Состоит в создании ”эмоциональных потенциалов» коллектива (А.Н.Лутошкин), его жизненной энергии, которая впоследствии реализуется в педагогической деятельности.
3. Стабилизирующая. Обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает благоприятные условия для успешного вхождения в коллектив новых педагогов.
4. Регулирующая. Реализуется в утверждении прогрессивно-этических норм взаимоотношений, оценке поведения членов коллектива.
Читать дальше
Благоприятные отношения между сотрудниками не возникают сами собой, их нужно формировать. В связи с этим перед руководителями стоит важная задача по разработке и применению мер для эффективного управления социально-психологическим климатом.
Благоприятный психологический климат способствует продуктивной трудовой деятельности, повышает работоспособность и мотивацию персонала, тогда как в отсутствие такового можно столкнуться с известным в мировом менеджменте понятием итальянской забастовки, когда человек на рабочем месте буквально следует своим должностным инструкциям, не выходя за их рамки.
Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность, а также на эффективность индивидуальной или совместной деятельности в силу сложившихся в коллективе норм отношений между людьми. Важнейшими признаками положительного социально-психологического климата являются:
- доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу;
- доброжелательная и деловая критика;
- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся жизнедеятельности коллектива;
- отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для коллектива решения;
- достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
- принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из его членов.
Социально-психологический климат выполняет следующие функции:
1. Консолидирующая. Заключается в сплочении членов коллектива, в объединении коллективных усилий, направленных в образовательном учреждении на решение учебно-воспитательных задач.
2. Стимулирующая. Состоит в создании ”эмоциональных потенциалов» коллектива (А.Н.Лутошкин), его жизненной энергии, которая впоследствии реализуется в педагогической деятельности.
3. Стабилизирующая. Обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает благоприятные условия для успешного вхождения в коллектив новых педагогов.
4. Регулирующая. Реализуется в утверждении прогрессивно-этических норм взаимоотношений, оценке поведения членов коллектива.
Читать дальше
Таким образом, для создания в коллективе благоприятного социально-психологического климата необходимо учитывать вышеперечисленные факторы. В настоящий момент в городской Станции юных техников ведется работа по изучению индивидуальных психологических особенностей педагогов.
Стремясь к созданию в учреждении позитивного социально-психологического климата, каждому сотруднику необходимо обращаться к идеям гуманистической психологии, сформулированным К.Роджерсом в виде трех условий личностных изменений:
• эмпатии (способности проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать ему);
• толерантности (терпимого отношения к другому, принятия человека со всеми его достоинствами и недостатками, вера в то, что у человека есть потенциальные возможности для понимания и изменения себя в позитивном направлении);
• искренности (естественности, открытости в отношениях с другими).
Личностные изменения необходимы при строительстве взаимоотношений в коллективе, т.е. при создании определенного психологического климата. Каждй сотрудник заинтересован друг в друге, и деловые отношения должны приносить удовлетворение. В первую очередь эти изменения должны касаться руководителя, т. к. он несет ответственность и за эффективность работы педагогического коллектива и за социально-психологический климат, от которого зависит физическое и психическое здоровье вверенного ему педагогического коллектива.
Читать дальше
1. Как стимулировать инициативу работников.- Управление школой, 1997, №17.
2. Лизинский В.М. Психолого-педагогический и управленческий дневник директора школы.- М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000.
3. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога.- М.: Сентябрь, 1999.
4. Сергеева В.П. Управление образовательными системами.- М., 2000.
5. Справочник администрации школы по организации учебного процесса. -М.: Образовательный центр “Педагогический поиск”, 2000.
6. Гусева Н. В. О нравственно-психологическом климате в педагогическом коллективе // Молодой ученый. – 2011. – №11. Т.2. – С. 59-62.http://www.moluch.ru/archive/34/3905/
7. Зотова Л.Н. Пути формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива.http://59440s011.edusite.ru/p49aa1_pr.html
8. Гусева Н. В. О нравственно-психологическом климате в педагогическом коллективе // Молодой ученый. – 2011. – №11. Т.2. – С. 59-62.http://www.moluch.ru/archive/34/3905/
9. Упражнения для сплочения коллектива. http://www.trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=5621
10. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе. Лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 2008. – 256 с.
11. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое пособие. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006. – 44с.
12. Упражнения для сплочения коллектива. http://www.trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=5621
13. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2011.
14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кига 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.
15. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2011.
16. Зотова Л.Н. Пути формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива.http://59440s011.edusite.ru/p49aa1_pr.html
Читать дальше