Прежде чем рассматривать случайно ли возникла жизнь, или она является следствием закономерности, необходимо дать определение понятию жизнь. Так же необходимо выяснить, согласно теме доклада, возникала ли жизнь либо она существовала всегда. Если жизнь когда то возникла, то это являлось неким событием во Вселенной. Тогда рассмотрение темы доклада можно свести к рассмотрению вопроса о том, случайно ли то или иное событие во Вселенной, либо оно принципиально закономерно.
Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих её от неживых форм материи. На текущий момент нет единого мнения относительно понятия жизни, однако учёные в целом признают, что биологическое проявление жизни характеризуется: организацией, метаболизмом, ростом, адаптацией, реакцией на раздражители и воспроизводством. [1]
Важным является границы жизни в смысле ее сложности: с одной стороны это разумная жизнь, с другой связанная группа органических молекул, например вирусы. В последнем случае жизнь, по сути, граничит по своей сложности с отдельно взятыми химическими веществами. [2]. Однако, несмотря на всю простоту таких организмов, они являются живыми объектами, благодаря наличию самовоспроизводства (размножению). Таким образом, единичное событие рождения во Вселенной живого организма, влечет за собой следующее рождение, что делает жизнь стабильной.
По современным оценкам, основанным на учете скоростей радиоактивного распада, возраст Земли, Солнца и Солнечной системы исчисляется ~4,6 млрд. лет. Поэтому, говоря о планете Земля, можно утверждать, что жизнь не существовала вечно, а имело место событие зарождения жизни.
Тогда, как отмечалось выше, случайность либо закономерность зарождения жизни, можно рассматривать как случайность либо закономерность любого события, как такового.
Еще со времен античности закономерность (предопределенность) человеческой жизни соотносилась с порядком, с тем, что можно предсказать, а случайность рассматривалась как отклонение от порядка, нарушение порядка, погружение в хаос. Иными словами, механизм, определяющий существование закономерности, опирается на причинно-следственные связи, которые являются ключевым фактором всех событий и явлений. Причина порождает следствие, а следствие является новой доминантой до тех пор, пока не приобретает качество причины для следующего этапа.
Наличие такого рода причинности, то есть того, что должно произойти в силу сложившихся условий, с особой наглядностью проявляет себя в истории, подчеркивая внутреннюю связь исторических событий, будь то преобразования Петра I или отмена крепостного права. Однако не секрет, что часто судьбы государств и народов, не говоря уже о судьбе отдельного человека, который обладает, ко всему прочему, еще и свободой выбора, попадают в зависимость от, казалось бы, сущих казусов и пустяков.
Так что же такое случайность? Как она соотносится с закономерностью, как связана с понятием вероятности в человеческой жизни и – шире – движении истории? Не является ли случайность частью еще не познанной нами более широкой и сложной системы закономерностей?
Проблема закономерности – одна из самых ключевых проблем современного научного познания. Сошлемся на высказывание видного, не так давно от нас ушедшего, физика и философа Ильи Пригожина, который говорил, что сама концепция закономерности – это одно из самых оригинальных изобретений западной цивилизации. По существу, именно с понятием закономерности связана сама концепция науки, научного познания, которая и выступает как пояс закономерности. Если мы утверждаем, что в мире нет закономерностей, то это фактически равнозначно отрицанию науки. Но здесь возникает серьезный вопрос – что такое закономерность? Действительно, есть линейно-причинная закономерность, которая связывает события по принципу причина-следствие.
В основе, например, причинно-следственной связи лежит несколько фундаментальных принципов, например, что причина явления стоит за явлением, то есть, вообще говоря, причина (между прочим, есть такая тонкость) не наблюдаема. Поэтому когда мы говорим, что причиной изменения движения, например, в механической картине мира, является сила, то саму силу мы определяем через изменения, когда изменяется траектория движения шара или движение какого-то предмета, и когда мы видим, что оно отклоняется от линейного, прямолинейного движения, мы говорим, что движение становится ускоренным, или криволинейным, и мы говорим, что за этим стоит причина. Эту причину мы называем силой. Поэтому надо было сначала придумать такое понятие как прямолинейное равномерное движение, чтобы потом на фоне этого наблюдать силу. Это первое. И второе, очень важное для нас понятие, связанное с этой причинной линейной механической картиной мира, которая была создана усилиями, прежде всего, Энди Карта, Галилея, Ньютона – как их называют «отцы современного естествознания» – имеется еще один принцип, достаточного основания. А именно, если у нас маленькая причина – маленькое следствие, большая причина – большое следствие, то есть между причиной и следствием имеется некая пропорциональная зависимость. Если мы усиливаем причину, то наблюдаемое нами следствие тоже будет расти. В этом принцип линейности – они как бы линейно, пропорционально, зависят от интенсивности и друг от друга.
В современной синергетике, в нелинейных системах, которые были открыты и изучены, в некотором смысле, независимо от квантово-механической картины миры, хотя и с ней очень тесно связаны – здесь принцип достаточного основания как бы уходит в сторону. То есть здесь маленькая причина может вызвать огромные следствия. Эти скачкообразные изменения, которые нас сплошь и рядом окружают, возникновение новых качеств – это тоже закономерность нашего мира, но она не укладывается в представления соразмерности, в линейно-причинные. Мы сейчас это наблюдаем, когда, скажем, было катастрофическое землетрясение в Японии. Мы можем вообще только рассуждать о тех причинах, которые вызвали это явление, но вся современная наука говорит и в ближайшем будущем будет этого тезиса придерживаться, что само предсказание этого события – катастрофического, гигантского по своим последствиям – невозможно. То есть какая-то причина, которая непосредственно запустила всю эту цепочку катастрофических позиций, очевидно, есть. Однако мы можем говорить, что эта причина случайная.
Можно рассуждать, как возникает представление о случайности. Имеется какое-то взаимодействие гигантских тектонических плит, разломов, на которых находятся японские острова, там запасается колоссальная энергия, но спусковая причина, которая послужила развитию этого каскада катастрофических событий, нам неизвестна. Предрасположенность как бы существует все время, и отсюда возникает как раз вероятность, то есть в тектонических разломах, действительно, есть высокая вероятность этих событий.