Конституционный Суд Российской Федерации, в соответствии с по-ложениями ст. 1 Федерального конституционного закона (далее – ФКЗ о Конституционном Суде) «О Конституционном Суде Российской Федера-ции» — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий принадлежащие ему правомочия. Аналогичное опреде-ление Конституционного Суда РФ содержит статья 18 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Таким образом, Конституционному Суду принадлежит особая роль в судебной системе России. Юридически он встроен в механизм разделения властей и является составной частью госу-дарственного механизма.
Осуществление конституционного контроля специальным органом конституционного контроля, каковым и является Конституционный Суд Российской Федерации, обусловливает существование адекватного ему, самостоятельного вида судопроизводства, в котором и осуществляется процессуальная деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел в пределах его компетенции.
Конституционное судопроизводство, представляя собой одну из процессуальных форм осуществления правосудия, имеет общую родовую основу с другими видами судопроизводства и вместе с тем существенно отличается от них предметом рассмотрения, участниками, характером проведения экспертизы и другими аспектами.
В частности, предметом конституционного судопроизводства Кон-ституционный Суд РФ являются:
—дела о соответствии Конституции нормативных актов, внутриго-сударственных и международных договоров, а также о проверке по жало-бам граждан и по запросам судов конституционности закона, примененно-го или подлежащего применению в конкретном деле. При рассмотрении этой категории дел устанавливается и устраняется возможное противоре-чие между правовыми нормами разной юридической силы;
Читать дальше
Основные принципы процессуальной деятельности Конституционно-го Суда РФ закреплены в Конституции РФ и нормах Федерального кон-ституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Конституционный Суд РФ действует в соответствии с принципами правосудия независимости, гласности, русского языка, конституционного судопроизводства и другими принципами.
Вместе с тем реализация данных принципов правосудия в конститу-ционном судопроизводстве может иметь некоторую специфику. В частно-сти, в конституционном правосудии к числу важнейших гарантий незави-симости процессуальной деятельности Конституционного Суда РФ и его судей можно отнести:
—необходимость принесения судьями присяги судей (ст. 10 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»);
—установление запрета на осуществление судьей Конституционного Суда занятий и действий, которые не могут быть совместимы с этой высо-кой с должностью (ст. 11 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Фе-дерации»);
—отсутствие ограничения полномочий судьи Конституционного Су-да какими-либо сроками РФ (ст. 12 ФКЗ «О Конституционном Суде Рос-сийской Федерации»);
—гарантии несменяемости судей Конституционного Суда РФ (ст. 14 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»);
—гарантии неприкосновенности судей Конституционного Суда РФ (ст. 15 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»);
—установление в качестве основополагающего принципа в деятель-ности Конституционного Суда РФ равенства прав образующих его судей (ст. 16 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»);
—установление особого порядка, обуславливающего приостановле-ние или прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ (ст. ст. 17 - 18 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Читать дальше
Поводы и основания к рассмотрению дела определены действующим законодательством.
Поводом к возбуждению и рассмотрению дела в Конституционном суде РФ является соответствующее требованиям закона обращение заяви-теля, отвечающее требованиям комментируемого Закона о Конституцион-ном Суде РФ, является КС РФ. Как следует из содержания нормативны ч. 1 ст. 36 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» обраще-ния в Суд подаются в форме запроса, ходатайства или жалобы.
Запросы представляют собой оформленные в надлежащем порядке и в соответствии с определенными процессуальными требованиями обраще-ния управомоченных подавать их органов и лиц о проверке конституци-онности:
—федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
—конституций республик, уставов, а также законов и иных норма-тивных актов субъектов РФ;
—договоров между органами государственной власти, не вступив-ших в силу международных договоров РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции, ст. ст. 84, 88 Закона о Конституционном Суде РФ);
—обращения обозначенных органов и лиц о толковании Конститу-ции (ч. 5 ст. 125 Конституции, ст. 105 Закона о Конституционном Суде РФ);
—обращения судов о проверке конституционности закона, подле-жащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 Конституции, ст. 101 Закона о Конституционном Суде РФ);
—обращение Совета Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента для отрешения его от должности (ч. 7 ст. 125 Конституции, ст. 107 Закона о Конституционном Суде РФ);
—обращения Президента РФ и Верховного Суда РФ о проверке конституционности инициативы проведения референдума Российской Фе-дерации по поставленному вопросу (поставленным вопросам) референду-ма.
Ходатайством именуются обращения участников споров о компетен-ции и Президента РФ о разрешении споров о компетенции между органа-ми государственной власти (ст. 92 Закона о Конституционном Суде РФ).
Читать дальше
Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федера-ции нормативных актов органов государственной власти Российской Фе-дерации и договоров между ними отличается следующими особенностями.
В соответствии с положениями Конституции РФ и ФКЗ «О конститу-ционном суде», правом обращения по данной категории дел обладают: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая чле-нов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основаниями допустимости запроса по данной процедуре являются: если заявитель считает данные акты или договоры не подлежащими дей-ствию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ; если нормативный акт издан по во-просу, относящемуся к ведению органов государственной власти Россий-ской Федерации или совместному ведению органов государственной вла-сти Российской Федерации и органов субъектов Российской Федерации (ст. 85). Конституционный
Рассматривая дело по такому роду обращений Конституционный Суд устанавливает соответствие: по содержанию норм; по форме норма-тивного акта или договора; по порядку подписания, заключения, приня-тия, опубликования или введения в действие; с учетом разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами государ-ственной власти Российской Федерации и органами государственной вла-сти субъектов Федерации.
Проверка конституционности нормативных актов и договоров, при-нятых до вступления в силу Конституции РФ, производится только по со-держанию норм.
Читать дальше
Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан предполагает, что правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой воспользовались граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные ор-ганы и лица, указанные в федеральном законе.
К жалобам прилагается копия официального документа, подтвер-ждающего применение закона либо возможность его применения в кон-кретном деле. Выдача заявителю такой копии производится по его требо-ванию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.
Жалоба допустима, если: закон затрагивает конституционные права и свободы; закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
Суд, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом.
Пределы проверки по данной процедуре определяются так же, как и для проверки соответствия Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти.
Итоговое решение по делу состоит в признании закона либо отдель-ных его положений соответствующими или не соответствующими Консти-туции РФ
Признание несоответствия Конституции РФ во всяком случае влечет пересмотр конкретного дела компетентным органом и возмещение граж-данам судебных расходов. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов. Запросы по этой процедуре допустимы, если закон применен или подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле. С момента вынесения судом решения об обращении в Конституционный Суд и до принятия последним решения производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавли-ваются.
Кроме того, устанавливается, что Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассматривать и разрешать дела о соответствии Кон-ституции Российской Федерации указанных в пункте 1 ч. 1 статьи 3 Закона о Конституционном Суде РФ нормативных правовых актов, проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конститу-ционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по за-просу суда конституционность закона, подлежащего применению в кон-кретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что вопрос о конституционности нормативного правового акта может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовых позиций и про-ведение слушания не является необходимым для обеспечения прав заяви-теля — гражданина или объединения граждан.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). — [Электронный документ] — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) «О Конституционном Суде Российской Федерации». — [Электронный документ] — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации». — [Электронный документ] — Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»
4. Алебастрова И.А. Конституционное право. М., 2007.
5. Боботов С. В. Конституционная юстиция (. М., 2011.
6. Кальяк А.М. Конституционное правосудие: основы нормативного регулирования // «Журнал конституционного правосудия», 2008, №2. — [Электронный документ] — Режим доступа: СПС «Консуль-тант Плюс»
7. Конституционное (государственное) право. Учебник для бакалавров / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2013
8. Сафонов В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2012.
9. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М., 2012
Читать дальше