Марина Абрамович родом из Черногории. Она называет себя «современным художником» и в настоящее время проживает в Амстердаме.
«Произведения» Марины Абрамович представляют собой «инсталляции» или «перформансы» самого скандального и непристойного содержания. Многие из них не подлежат словесному описанию просто в силу правил приличия.
Впрочем, сама Абрамович понятие «приличия» считает анахронизмом. Например, в инсталляции «Отношения в пространстве», которую Абрамович совместно с немецким «акционистом» Уве Лайсипеном представили публике в 1976 году, голые «художники» совокуплялись и дрались в присутствии публики. Таким образом они, по их словам, изображали «полностью свободные отношения».
Еще один скандально известный перформанс Абрамович – это акция «Искусство должно быть красивым». Во время этой акции «художница» выдирает себе волосы и ожесточенно царапает собственное лицо и голову, при этом выкрикивает: «Искусство должно быть красивым, художник должен быть красивым». Реакция зрителей на подобное «творчество» была, мягко говоря, неоднозначной – некоторые теряли сознание, а некоторые, напротив, пытались избить и даже убить «художницу».
С возрастом Абрамович перестала так активно обнажаться на публике, однако смысла ее «творчеству» это никак не прибавило. Последние «перформансы» этой «художницы» уже не так шокируют зрителя, однако они по-прежнему вызывающе отрицают и само понятие художественного творчества, и простой здравый смысл – например, акция «В присутствии художника», где каждый желающий может сесть напротив художницы и сидеть так определенное время.
Сама бессмысленность этого «перформанса» производила на зрителя эффект, который психиатры бы назвали «индуцированным психозом» - они раздевались догола, начинали петь, кричать, биться в конвульсиях и т.д.
Абрамович говорит, что в ее «перформансах» присутствует «глубокий смысл», она таким образом борется за «свободу творчества» .
Однако ничего нового или оригинального Абрамович публике не предлагает – подобными «акциями» в настоящее время занимается множество «художников» типа Петра Павленского или группы «Фемен». Все эти «акции» одинаково бессмысленны и непристойны – для их проведения «художники» обязательно раздеваются догола.
Читать дальше