Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195 - ФЗ, который вступил в силу с 1 июля 2002 года, закрепил принципы и общие параметры административной ответственности, которые являются едиными для всей России, с целью одинакового осуществления всеми субъектами административно - юрисдикционной деятельности производства по делам об административных правонарушениях.
Структура мер административной ответственности была представлена совершенно по – новому. Совокупность административных наказаний принимает все качества, которые присущи системной категории. Практически все, что, так или иначе, ассоциируется с административным наказанием, зависит от того, что именно понимается под системой административных наказаний, какие и в каком именно порядке карательные меры в нее включены, каково их соотношение между собой и каким образом они приводятся в действие.
Определение самих общетеоретических основ системы административных наказаний, ее признаков и элементов, в нее входящих, а также их особенности и специфика – много раз подвергались рассмотрению в юридической литературе.
Содержание самих административных наказаний определяется характером управленческих отношений, которые регулируются и охраняются нормами административного права, а также спецификой посягательств на эти отношения. Особенность правонарушений в сфере государственного управления заключается в том, что ими причиняется, правда не всегда, нематериальный вред, который восполнить или же закладить представляется не всегда возможным.
Объектом настоящей работы является система административных наказаний, ее особенности и структура, а также виды административных наказаний.
Предмет работы – нормы действующего Российского законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, в первую очередь Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Целью работы является непосредственное определение теоретических основ системы административных наказаний.
Читать дальше
Административное наказание – это мера ответственности, которая применяется за совершение административных правонарушений. Наименование «административные правонарушения» охватывает все меры административной ответственности, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. До вступления в силу нового КоАП РФ, термин «административные правонарушения» был несколько иным, и замена его на новое толкование обусловлена тем, что всякая мера ответственности должна обязательно содержать в себе какие – либо ограничения или же лишения прав и свобод субъекта, который привлекается к ответственности. Такие ограничения как раз и составляют наказания, выступающие в роли нормальной реакции государства на совершенное правонарушение .
Статья 3.1 КоАП РФ подчеркивает государственный характер принудительных мер, которые являются мерами административной ответственности. Такие меры могут быть установлены только законом и именно через их применение государством дается отрицательная оценка совершенного административного правонарушения.
Предписания, которые содержит ст. 3.1 КоАП РФ, направлены как к законодателю, так и к правоприменителю. При установлении ответственности за какое – либо конкретное административное правонарушение, законодатель должен исходить из целей административного наказания, которые установлены в КоАП РФ. Судья, орган или должностное лицо, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, должны руководствоваться указаниями КоАП РФ о природе административного наказания и о его целях, при назначении исполнении таких наказаний.
Административные наказания, по своей правовой природе, это только те меры административного принуждения, которые предусмотрены ст. 3.2 – 3.12 главы 3 раздела 1 КоАП РФ. Меры же административного принуждения, которые содержатся в иных разделах Кодекса, и которые применяются в связи с административными правонарушениями, не являются административными наказаниями.
Целью административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка, а также обеспечение должного поведения граждан и юридических лиц. Цели общего и специального предупреждения правонарушений реализуются при помощи административных наказаний.
Читать дальше
Основные наказания – это наказания, которые не могут быть назначены в дополнение к иным административным наказаниям. В качестве основных видов административных наказаний, могут быть применены только :
- предупреждение;
- административный штраф;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности.
Все остальные административные наказания, которые предусмотрены в ст. 3.2 КоАП РФ, могут быть применены как в качестве основных, так и в качестве дополнительных видов административного наказания, усиливая, в последнем случае, основное административное наказание.
Дополнительные наказания могут назначаться:
- судьями;
- органами, которые рассматривают дело;
- должностными лицами, рассматривающими дело.
Дополнительное наказание может быть назначено только в том случае, если применение такого дополнительного наказания предусмотрено санкциями применяемой статьи КоАП РФ.
Более того, в некоторых статьях КоАП РФ прямо указаны наказания, которые могут, или же должны быть применены в качестве дополнительных административных наказаний.
В тех статьях, где санкция предусматривает возможность альтернативы, например, штраф с конфискацией имущества или же без таковой, то в этом случае дополнительное наказание может быть назначено, или же не назначено, по усмотрению суда, органа или же должностного лица, которые рассматривают дело об административном правонарушении.
Необходимость о применении такого дополнительного наказания должна исходить из характера правонарушения а также степени вины правонарушителя и иных обстоятельств дела.
Читать дальше
В заключении нашей работы можно сделать следующие выводы:
- административной ответственностью является вид юридической ответственности, выражающаяся в применении уполномоченными органами административного наказания к лицу, которое совершило административное правонарушение;
- статья 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит в себе само понятие административного правонарушения, а также и меру ответственности, которая установлена государством, за совершение того или иного административного правонарушения. Такая мера ответственности применяется для предупреждения совершения новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и иными другими лицами;
- административное наказание не может в качестве своей цели иметь унижение человеческого достоинства физического лица, которое совершило такое административное правонарушение, или же причинение ему физических страданий, или же нанесение ущерба деловой репутации юридическому лицу;
- на основании ст. 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений могут быть назначены следующие виды административной ответственности:
а) предупреждение;
б) наложение административного штрафа;
в) возмездное изъятие орудия или предмета, при помощи которого было совершено административное правонарушение;
г) конфискация орудия или предмета, при помощи которого было совершено административное правонарушение;
д) лишение специального права, которое было предоставлено физическому лицу;
е) наложение административного ареста;
ж) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или же лица без гражданства;
з) дисквалификация;
и) административное приостановление деятельности.
- административные наказания в качестве элементов одной системы можно охарактеризовать по общности оснований их применения – фактического, юридического или же процессуального.
Читать дальше
1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12. 2001 г. № 195 – ФЗ (ред. от 31. 12. 2014 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11. 01. 2015г) // http://base.consultant.ru
2. Ноздрачев А.Ф. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Юрайт, 2010
3. Конин Н.М. Административное право России. Учебник. – М.: Проспект, 2014
4. Сатышев В.Е. Административное право. Учебное пособие. – М.: Омега – Л, 2012
5. Елагин Р.И. Административное право России. Учебник для вузов. Гриф МО РФ. – М.: Книжный мир, 2012
6. Макарейко Н.В. Административное право. Краткий курс лекций. – М.: Юрайт, 2014
7. Стахов А.И. Административное право России. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014
8. Ткач А.Н. Административное право: курс лекций. – М.: Волтерс Клувер, 2010
9. Братановский С.Н., Зеленов М.Ф., Марьян Г.В. Административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: Юнити – Дана, 2014
10. Административное право России. Учебник / под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. – М.: Юнити – Дана, 2012
Читать дальше