Важнейшим источником формирования доходной части бюджета являются налоги. По оценкам экспертов в последние годы доля налогов в общих поступлениях в бюджет составляет около 90%.
Плательщиками налогов в Российской Федерации являются физические лица, индивидуальные предприниматели и организации, которые в соответствии с возложенной на них обязанностью по уплате налогов, приобретает особый правовой статус. В этой курсовой работе основное внимание будет уделено правовому статусу налогоплательщиков – физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей в части их прав и обязанностей.
Физические лица и организации, являясь субъектами налогового права и вступая в налоговые правоотношения с государством, уплачивая установленные налоги, автоматически становятся носителями определенных прав и обязанностей, которые, в свою очередь, являются элементами налогового правоотношения. При этом эти налоговые правоотношения отличаются среди всех отношений тем, что в них соблюдается определенное неравенство участников сторон, другими словами, подчинение налогоплательщика государству в лице налоговых органов.
Актуальность представленной темы обусловлена тем, что современное налоговое законодательство постоянно подвергается каким-либо существенным изменениям, что влечет за собой негативное воздействие на налогоплательщиков. И защита их интересов превращается в довольно сложный, с юридической точки зрения, механизм.
Исполняя свои обязанности, налогоплательщик, тем самым, вносит свой вклад в пополнение доходной части бюджета, ведь именно налоги служат основным его источником. В правовом регулировании отношений по уплате налогов имеется множество пробелов и противоречий. Непоступление налогов в бюджет говорит о том, регулирование неэффективно, не обеспечивает правовую защиту интересов государства и не понуждает налогоплательщиков к исполнению своих обязанностей.
Читать дальше
Физические лица наряду с организациями, налоговыми агентами, налоговыми и таможенными органами являются субъектами налогового права и такими же участниками налоговых отношений, регулируемых налоговым законодательством.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ физическое лицо может быть налогоплательщиком или плательщиком сборов, а также налоговым агентом, наделённым соответствующими правами. Раздел второй части первой Налогового кодекса, в частности глава 3, определяет эти права.
Физическое лицо признается налогоплательщиком, если законодательством о налогах и сборах на него возложена обязанность по уплате налогов и сборов. А, например, «в отношении НДФЛ, физические лица – индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению суммы налога в бюджет» .
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации к физическим лицам – налогоплательщикам относятся граждане Российской Федерации, иностранные лица, имеющие российское гражданство, и лица без гражданства. Кроме того, физическими лицами – налогоплательщиками являются индивидуальные предприниматели, которые зарегистрированы в установленном порядке и осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, а также нотариусы и адвокаты.
Возможность физического лица являться и налогоплательщиком и налоговым агентом не отменяет идентичность их прав. Они являются ключевыми нормами Налогового Кодекса и в налоговых отношениях права налогоплательщиков – организаций и физических лиц выступают как обязанности других участников налоговых правоотношений – налоговых органов. Статьей 21 Налогового кодекса перечислены права налогоплательщиков, к которым относятся следующие:
1) «получение бесплатной информации по действующим формам налоговой отчетности и получение разъяснений о порядке их заполнения;
2) получение информации о порядке исчисления и уплаты налогов с боров;
3) получение информации о своих прах и правах налоговых органов;
4) налогоплательщик имеет право на совместную сверку с налоговыми органами расчетов по налогам и сборам;
5) получение информации о действующих налогах и сборах в Российской Федерации, а также об изменениях налогового законодательства;
6) при наличии соответствующих оснований налогоплательщик имеет право на пользование соответствующими льготами;
7) получение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства от финансовых органов и от Министерства финансов РФ;
8) налогоплательщик имеет полное право на получение инвестиционного и налогового кредита, отсрочки или рассрочку по уплате налога;
9) интересы налогоплательщика налоговых правоотношениях могут быть представлены не только им самим, но и его представителем;
10) налогоплательщик вправе лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверке;
11) неправомерные акты или требования налоговых органов налогопалетльщик имеет полное право не исполнять;
12) налогоплательщик вправе требовать копии актов налоговой проверки, решения налоговых органов, а также налоговых уведомлений;
13) налогоплательщик вправе потребовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налоговой тайны и налогового законодательства;
14) при уплате лишних сумм налогов, пеней, штрафов или авансовых платежей налогоплательщик вправе на их своевременный зачет или возврат. При этом с 2008 года зачеты переплаты производятся независимо от бюджета по видам налогов;
Читать дальше
Для защиты прав налогоплательщика законодательством предусмотрено два способа – административный и судебный. Используя административный способ, налогоплательщик для разрешения споров и разногласий может обращаться в налоговые органы. Соответственно, защищая свои права судебным способом, налогоплательщик обращается в органы судебной системы в соответствии с правилами подведомственности.
Административная защита прав налогоплательщика, а в частности ее порядок, регламентируется статьями 138 – 141 Налогового кодекса РФ.
Ненормативные акты налоговых органов, действие или бездействие их должностных лиц – все это предусматривает подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба должна быть подана в течение трех месяцев со дня нарушения прав налогоплательщика. Ее можно отозвать обратно на основании письменного заявления, но только до принятия решения по ней.
Не позднее одного месяца поданная жалоба будет рассмотрена и по итогам ее рассмотрение будет вынесено соответствующее решение в течение еще одного месяца. Далее о принятом решении в течение трех дней с момента его принятия в письменной форме сообщается налогоплательщику.
Если решение, принятое по актам ненормативного характера, не устраивает налогоплательщика, то он вправе обжаловать соответствующее решение в судебном порядке. Основаниями для обжалования акта налогового органа могут быть отсутствие в действиях налогоплательщика налоговых правонарушений и отсутствие состава налогового преступления, с которым законодательство связывает применение санкций.
Читать дальше
В представленной контрольной работе было рассмотрено основное содержание правового статуса налогоплательщика. По результатам рассмотрения элементов его правового статуса, в частности, их прав и обязанностей можно сказать следующее.
Права и обязанности налогоплательщиков установлены главой 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, статьями 21 и 23 соответственно. В целом права и обязанности налогоплательщиков идентичны, если рассматривать их в зависимости от вида налогоплательщика. Но необходимо отметить, что определенные виды налогоплательщиков имеют дополнительные права и обязанности, нежели физические лица – плательщики налогов. При этом перечень прав и обязанностей, установленный налоговым кодексом Российской Федерации не является исчерпывающим, так как законодательством для налогоплательщиков могут быть установлены дополнительные права и обязанности.
Права налогоплательщиков вытекают из обязанностей должностных лиц налоговых органов. И несоблюдение или ненадлежащее исполнение прав налогоплательщика – физического лица влечет за собой определенную ответственность. Налогоплательщик может защищать свои права и законные интересы, используя административный или судебный способ урегулирования разногласий с налоговыми органами. Но наряду со своими правами, налогоплательщик не должен забывать о возложенных на него обязанностях.
Применение ответственности к налогоплательщику всегда обусловлено нарушением какой-либо его обязанности и поэтому большое значение имеет определение у налогоплательщика этого круга обязанностей. Помимо этого, защита прав налогоплательщика первостепенно основывается на факте отсутствия у него той или иной обязанности, либо на факте исполнения обязанности надлежащим образом.
Своевременная и полная уплата налога – вот главная обязанность налогоплательщика. Она абсолютно универсальна и распространяется на все категории налогоплательщиков – и на физических лиц, и на организации и на индивидуальных предпринимателей.
Все остальные обязанности классифицируются по различным основаниям и распространяются не на все категории налогоплательщиков и поэтому могут считаться второстепенными и по большему счету направленными на исполнение главной обязанности.
Читать дальше
1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.10.2014);
2. Аронов А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование: учебное пособие. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2012. – 576 с.
3. Гончаренко Л.И. Налогообложение физических лиц: Учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. – 238 с.
4. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 240 с.
5. Демин А.В. Неопределенность в налоговом праве и правовые средства ее преодоления: монография. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 246 с.
6. Евстигнеев. Е.Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: Монография. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 270 с.
7. Кондарт Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия: Монография. – М.: ИД ФОРУМЮ 2014. – 928 с.
8. Крохина Ю.А. Налоговое право России: Учебник. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. – 720 с.
9. Малис Н.И. Теория и практика налогообложения: Учебник. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 432 с.
10. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www. nalog/ru/rn77/related_activities/statistics_and_analitics/forms/
Читать дальше