Новые решения, полученные в рамках бизнеса, надлежит^ воплотить в практику. Но далеко не всякая идея находит» применение в нужном направлении и в требующихся мас-ц штабах. Многие плодотворные решения вообще не используются, зачастую же насильно внедряются идеи бесперспективные. Все это приводит к распылению сил, средств и времени.
Отсюда — острая необходимость в управлении внедрением новшеств. Ускоряющийся процесс их появления выявляет острые противоречия между старым и новым, между нарождающимся и отмирающим. Это требует психологической подготовки людей и изучения влияния инноваций на все элементы социально-экономической системы. Возникла необходимость управления социальными и психологическими аспектами нововведений.
Инновация-продукт это нововведение, принимающее физическую форму в виде готового, абсолютного нового или улучшенного изделия в форме товара, выходящего за пределы предприятия-изготовителя. Данный тип инноваций требует вовлечения значительных инвестиций в бизнес, поскольку создание новых продуктов и изделий предусматривает разработку инноваций-процессов и их внедрение.
Инновация-процесс представляет собой усовершенствование технического, производственного и (или) управленческого характера, направленное на снижение стоимости производимого продукта. В отличие от инновации-продукта считается менее рискованной и менее капиталоемкой.
Инновация-сервис – новшество, направленное на внешнюю среду деятельности предприятия и связанное с постпродажным обслуживанием за его пределами.
Инновация-процесс достаточно тесно связана с инновацией-продуктом. Основное различие между ними – признаем ли мы инновацию как средство производства или как непосредственный товар. Если предприятие разрабатывает технологию, применяющуюся при изготовлении товаров и не покидающую его пределы, то это называется инновацией-процессом. Но если предприятие разрабатывает данную технологию для продажи, то это уже инновация-продукт.
Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.
В самом общем виде инновационный менеджмент — это система подготовки и принятия решений, направленных на формирование, поддержку и развитие инновационно-технического потенциала России в целом, каждого предприятия, каждой организации в частности.
Инновационный менеджмент является одной из форм общего, функционального менеджмента, объектом которого выступают процессы инновационно-технологического развития.
Другими словами, инновационный менеджмент представляет собой систему, совокупность систематизированных знаний по современному менеджменту о методах создания трудоемких инноваций и их эффективности.
Цель работы. Проанализировать инновации в менеджменте. Изучить направления, классификацию инноваций.
Задачи. Ответить на вопросы:
1. Классификация инноваций по форме новшества, по виду эффекта по подсистеме инновационного менеджмента
2. Каковы основные направления управленческой деятельности?
3. Чем отличается базовая инновация от улучшающей?
4. Что означает понятие инновационный лаг?
5. Источники внешние и внутренние для инновационных идей?
Читать дальше
Описания технологических процессов базируются на международных стандартах, охватывающих новые продукты и новые процессы, их значительные технологические изменения. К продуктовым инновациям от-носят получение принципиально новых продуктов, освоение выпуска новых или усовершенствованных продуктов, новые полуфабрикаты, комплектующие, новые материалы.
По степени новизны продуктовые инновации можно разделить на базисные продуктовые (паровая машина, транзистор) и улучшающие продуктовые инновации.
Наиболее полно этот же подход раскрыт у М.В. Аньшина. О н также выделяет базисные (радикальные) и улучшающие инноваци и, добавляе т, кроме того, системные инновации (основаны на новых функциях и новых сферах применения базисных инноваций - например, использование вакуумной трубки для телефонных систем), и псевдоинноваци и (внешние изменения продуктов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик.)
Разделение по степени новизны (базисные, улучшающие, псевдо инновации) применимо и к другим видам инноваций, помимо продуктовых. В основе такого разделения, как отмечают П.Н. Завлин, А.К.Казанцев, Л.Э. Миндели, лежат два различных инновационных процесса. Пионерный тип (опережающий) и догоняющий (имитационный). Пионерный тип предполагает ориентацию на достижение мирового первенства (характерен, например для США).
Читать дальше
Среди основных положений можно выделить разделение процесса управления на несколько взаимосвязанных функций:
· планирование;
· организация;
· предсказание;
· распорядительство;
· координирование;
· контроль.
Основные направления:
1) разработка методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организациях;
2) создание алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др.;
3) разработка количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, в том числе моделей воспроизводства, моделей баланса затрат и выпуска, моделей прогнозирования научно-технического и экономического развития.
Также можно выделить следующие направления:
Идея “Бережливого производства” зародилась в японской автомобильной компании. Другие названия данного направления – это “рачительное” и “щадящее” производство. Данная концепция полностью меняет саму цель трудового процесса и заключается в замене изготовления большого числа однотипных изделий на производство именно того продукта, который нужен каждому отдельному потребителю, и именно в необходимом ему количестве
Читать дальше
Базовая инновация как продукт, реализующий и коммерциализующий идею, открытие или изобретение, позволяющие осуществить прорыв в конкретной области, но не конкретизируется понятие «прорыва», и не приводится его количественная оценка. Улучшающая инновация совершенствует существующий продукт, «качественные и стоимостные характеристики, которого улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем.
Наиболее эффективными являются радикальные инновации, в особенности, такие, как новый ресурс, – предметная инновация на входе предприятия. Частота появления таких инноваций – одна-две в промежуток времени 40 – 50 лет в данной области науки и техники.
Примером радикальной инновации является двигатель внутреннего сгорания, заменивший паровой двигатель. Повышение К.П.Д. двигателя внутреннего сгорания – улучшающая инновация.
Пример. Инновация бизнес-модели - новые способы ведения бизнеса, повышающие его стоимость и ценность для потребителя; развитие новых подходов в отношениях между клиентом и фирмой, между фирмами-производителями услуг.
Например, создание клиентских баз и банков данных в отелях, что дает возможность индивидуального подхода к обслуживанию. Или вступление национальной авиакомпании в мировой альянс для оптимизации перевозок. Новая бизнес-модель в России - система взаиморасчетов по туристским услугам в части реализации туров, санаторно-курортных и оздоровительных услуг через Транспортную клиринговую палату.
Читать дальше
Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
Читать дальше
Процесс нововведений начинается с зарождения замысла об изменении. В любой организации, заботящейся о собственной конкурентоспособности, должен существовать так называемый «портфель инновационных идей». Для его формирования используются внешние и внутренние источники.
К внешним источникам относятся: 1) научные разработки, выполняемые научно-исследовательскими институтами; 2) результаты маркетинговых исследований; 3) разработки, предоставляемые по каналам коммерческого технологического обмена (в том числе по лицензиям); 4) патентная информация; 5) разработки потенциальных конкурентов.
Внутренние источники включают: 1) ноу-хау фирмы; 2) рационализаторские предложения в области техники, технологии, организации, управления. Задачей менеджера на этапе поиска инновационных идей является стимулирование творческой деятельности членов трудового коллектива по выработке неординарных решений.
Пример. Примером, показывающим инновации в туризме, могут служить турецкие отели, которые отличаются дизайном, интерьером и экстерьером, колоритными аниматорами, сервисом обслуживания, который максимально автоматизирован.
Читать дальше
Инновационный менеджмент как наука о стратегическом планировании нововведений являлся составной частью стратегического менеджмента и существует, самостоятельно начиная с середины XX века.
Распространение использования принципов и инструментария инновационного менеджмента было вызвано ростом общественного сектора и расширением экономической роли государства. Возможность привлечения финансовых ресурсов для новых инвестиций, осуществляемых крупными финансовыми институтами в поддержку правительственных программ, стала зависеть от того, насколько с точки зрения общества жизнеспособным окажется проект, оценка эффективности которого проводилась с использованием подходов инновационного менеджмента. инновационный менеджмент стал средством контроля над инвестициями в общественный сектор, предприятия которого должны были продемонстрировать способность обеспечить хотя бы минимальную отдачу для экономики.
Теория и практика управления продолжают развиваться. Интенсивно ведутся работы по теории активных систем, согласно которой участники системы не просто реагируют на управляющие воздействия, но сами проявляют активность.
Инновационные технологии не стоят на месте тем более в представленной сфере.
В XXI веке все больше людей путешествуют, хотят посмотреть мир, и огромное количество туристических фирм предлагает клиентам разнообразные туры, основной вопрос заключается в правильном выборе агентства, которое будет организовывать отдых.
Именно поэтому инновации в туризме необходимы и являются неотъемлемым условием его развития. Управления новшествами и их внедрение для развития туризма – эти вопросы являются основными и наиболее весомыми в этой области.
Читать дальше
1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. — СПб.: Пите, 2000.
2. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций.– М.: Информационно – издательский до «Филинъ», 1997. – 126 с.;
3. Гуиип В. Н., Бараичеев В. П., Устинов В. А., Ляпина С. Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. - М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Завлина П.Н. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. Учебное пособие. – М.: Издательство «Экономика», 2000. – С. 15- 29;
5. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: Инжиниринго-Консалдинговая Компания ДеКА, 2002. – С. 304-306;
6. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов (курс лекций) – М.: Финансы, 1999 – С. 74-87.;
7. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 18-34;
8. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2005. – С. 34-48;
9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел – Синтез» Москва, 2000 – С. 9-36;
10. Харин А.А., Коленский И.Л./под ред. Ю.В. Шленова. Управление инновациями - М.: Высшая школа Москва, 2003. – С. 47-58;
Читать дальше