Налоги являются наиболее важным источником пополнения доходов государства. Также от их формирования зависит, насколько благополучно будет развиваться общество в стране и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности.
Состояние налоговой системы находится в глубокой взаимосвязи с теорией, в которую входят такие понятия как: налогообложение и его принципы, налоговый правовой режим, налоговая система и ее составляющие и т. д. Это объясняет, почему такое большое влияние оказывает нормативно-правовая база в области налогов и налогообложения при непосредственном регулировании налоговых отношений.
Главным недостатком действующей налоговой системы является то, что финансово-правовое регулирование и ее совершенствование основано на переориентации налоговой системы в основном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения.
В данной сфере существовала и существует проблема, связанная с тем, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения страны.
Так правовая налоговая система РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ.
На современном этапе принятые и используемые налоговые федеральные законы, законы и нормативно-правовые акты не соответствуют в полном объеме конституционным нормам. В этом плане необходимо выполнить анализ по согласованию норм Конституции РФ и налогового регулирования и наметить пути их решения.
В настоящее время налоговая система РФ совсем не отвечает потребностям в инновационном развитии страны. Кроме этого, она не производит стимулирования развития таких регионов как: Сибирь, Дальний Восток и Забайкалье. Все это требует существенной реорганизации в налоговой системе.
Явным недостатком налоговой системы РФ к тому же является нестабильность налогового законодательства. Это обусловлено тем, что в НК РФ очень часто вносятся поправки и частота их внесения давно превысила допустимый уровень. Да и данный документ принимался слишком поспешно, что не могло не сказаться на качестве: противоречивости и неоднозначности формулировок, наличии различных терминологических и лекционных ошибок. Все это предоставляет возможность для недобросовестных налогоплательщиков манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ.
Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны.
Для решения всех этих задач необходимо как можно лучше привести в действие налоговые механизмы. Все это позволит преобразовать нынешнею налоговую систему. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.
В современной России бюджет планируется ежегодно и сразу на два года вперед. Это позволяет отслеживать и реализовывать долгосрочные программы, а также отмечать изменения в общем курсе. Так, 30 мая 2013 года Правительство РФ одобрило очередные «Основные направления налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Сами по себе «Направления» не являются нормативно-правовым актом, но благодаря сформулированным в нем основным принципам и задачам налогообложения на ближайшие годы можно понять, какие важные изменения могут произойти в налоговом законодательстве, и учесть их при планировании сделок.
Основные цели налоговой политики - бюджетная устойчивость, поддержание сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.
В число требующих реформирования вопросов ожидаемо вернулись страховые взносы. Предполагается принять ряд изменений, стимулирующих инвестиционную активность юридических и физических лиц. Однако на этом глобальные изменения непосредственно «налоговых» статей заканчиваются. В остальных случаях речь идет о точечных решениях старых проблем.
В целом же кардинальных изменений в структуре налоговой системы пока не ожидается. Минфин отмечает, что уровень налоговой нагрузки сегодня соответствует минимальному уровню нагрузки развитых стран. При этом чиновники считают его близким к оптимальному для обеспечения нужд бюджетов всех уровней. Поэтому предполагается сохранить неизменной налоговую нагрузку по большинству секторов экономики, кроме добычи углеводородного сырья. Введение новых налогов в среднесрочном периоде, судя по всему, не ожидается. Если не считать предполагаемой замены налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость.
На первый взгляд, не изменились планы по совершенствованию налогового администрирования. Но в отличие от прошлого периода уже не предполагается внесения каких-либо изменений в нормы о налоговом контроле в рамках трансфертного ценообразования. Однако оно само рассматривается Минфином как инструмент совершенствования налоговой политики.
В части администрирования основных направлений два. Блок вопросов касается противодействия уклонению от налогообложения в низконалоговых юрисдикциях. Это предполагает как разработку собственных механизмов, так и расширение сотрудничества с зарубежными странами. Планируется усиление борьбы с однодневками.
Читать дальше