Общества определяются качественным исполнением функций управления на всех уровнях: федеральном, региональном, местном. Оно во многом зависит от состояния государственного и муниципального аппарата, а точнее, от организации и функционирования таких институтов, как государственная и муниципальная служба.
Именно эти институты призваны обеспечивать все необходимые условия для взаимодействия государства с гражданским обществом и отдельным гражданином. Государственная и муниципальная службы являются разновидностями оплачиваемого общественно полезного труда и непосредственно связаны с исполнением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Государственная служба - специфический социально-правовой институт, без которого невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства.
Тема «Особенности организации и функционирования государственной службы».
Предмет профессиональная этика юриста.
Актуальность данной темы это эффективная государственная служба, которая служит ключевым фактором социальной прочности и организационной стабильности государственной власти, ее авторитета и высокого динамизма в обществе. Вместе с тем государственная служба представляет собой весьма сложный комплексный организационно-правовой институт, характеризующийся многообразием элементов, связей, закономерностей и особенностей.
Муниципальная служба - относительно новый вид службы, который осуществляется в органах местного самоуправления, но тесно взаимосвязан с государственной службой. Цели этого социально-правового института обусловлены характером задач конкретного муниципального образования и необходимостью формирования особого правового режима регламентации профессиональной деятельности в муниципальных органах.
В правовой системе Российской Федерации за последние 15 лет отчетливо обозначилась тенденция к увеличению числа законов. И иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы государственной и муниципальной службы. В результате сформировался значительный относительно обособленный блок правовых предписаний, регулирующих профессиональную деятельность государственных и муниципальных служащих.
Степень изученности избранной темы и обеспечения проведения на его основе действенной кадровой политики в государственных и муниципальных органах, которая должна позволить формировать профессионально работающий их кадровый состав. Все вышеперечисленное актуализировало подготовку кадров, специализирующихся по вопросам государственной службы.
Цели и задачи изучить основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации, правовое положение государственного гражданского служащего субъектов РФ.
Читать дальше
При строительстве государственной службы очень важно обращать внимание на принципиальные вопросы. Без этого невозможно построение и функционирование системы административной власти в стране. Общеизвестно, что государственная служба строится на основе принципов и механизмов ее организации и функционирования. В данном случае рассматриваем принципы, отражающие объективную природу этого института власти, закономерности его организации, развития и функционирования. Принципы составляют фундамент системы государственной службы любого государства.
Искусство управления таким сложным организмом, как государственная служба, не может опираться только на интуицию или организаторский талант руководителя. Оно должно базироваться на прочной основе - сплаве теоретических обобщений и накопленного в этой сфере опыта, сформулированном в виде исходных положений - принципов.
Под принципами государственной службы понимаются основные идеи, исходные положения о ее построении, организации и функционировании, выдвинутые в результате научного обобщения практики государственной службы. Принципы государственной службы устанавливают основные правила административного управления. Они положены в основу формирования и дальнейшего развития государственной службы всех ее уровней, видов и ветвей власти.
Основное значение принципов государственной службы заключается в том, что они определяют правовое и организационное содержание, построение и функционирование государственной службы, устанавливают важнейшие связи в данном механизме государственного управления. Имея субъективную природу, принципы объективны по своему содержанию, поскольку отражают объективные связи, тенденции и закономерности в сфере административной деятельности.
Современный законодатель не даст определения принципа государственной службы, но формулирует их в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 3) и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 4), Законодатель формулирует принципы государственной службы исходя из конкретного правового опыта и уровня правовой культуры в стране. Правовое установление этих принципов зависит также от политических предпочтений руководства страны и действующей модели государственной службы и государственного управления
Читать дальше
Правовое положение государственного гражданского служащего субъекта РФ определено ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе РФ», гл. 3 (ст. 14-48). Рассмотреть законодательство субъектов о правовом положении государственного гражданского служащего. Это права, свободы, обязанности, гарантии, ограничения и правовая ответственность.
В Законе статье № 79, ст. 14-17, указывается лишь на основные права, основные обязанности гражданского служащего, ограничения, запреты, связанные с гражданской службой, требования к служебному поведению гражданских служащих.
В ст. 52 «Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих», в которой почему-то не оказалось пунктов, что противоречит организационно-техническим нормам, которые должны иметь место при составлении нормативно-правового акта, указано 3 частей. Правовая (юридическая) ответственность лишь имеет место в ст. 57 «Дисциплинарные взыскания», при этом в п. 2 оговорено, что виды дисциплинарных взысканий, порядок их применения, порядок проведения служебной проверки определяется ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Исключены четыре вида юридической ответственности: уголовная, гражданская, административная, конституционная. Данный пробел необходимо восполнить. Необходимо отметить, что на государственного и гражданского служащего субъекта РФ распространяются те же права и обязанности, что и на федерального государственного служащего. Условно их можно разбить на две группы:
1. Общие права и обязанности, установленные для всех государственных служащих субъекта РФ, независимо от должности;
2. Права и обязанности государственного гражданского служащего субъекта РФ, связанные с конкретной должностью.
Общие права и обязанности распространяются на всех лиц, замещающих государственные гражданские должности субъекта РФ категории-руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты (ст. 9 п. 2 ФЗ № 79). Одни из числа этих прав и обязанностей имеют «внутренний» характер, регламентируются в данном органе или внутри службы (например, право государственного служащего Российской Федерации на ознакомление со всеми материалами своего личного дела или на продвижение по службе), другие – связаны с «внешним» отношениями.
К общим обязанностям относятся:
1. Поддержка конституционного строя;
2. Соблюдение Конституции РФ;
3. Соблюдение и защита прав и законных интересов граждан;
4. Своевременное рассмотрение обращений граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций.
Читать дальше
Правовое положение государственного гражданского служащего субъекта РФ определено ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе РФ», гл. 3 (ст. 14-48). Рассмотреть законодательство субъектов о правовом положении государственного гражданского служащего. Это права, свободы, обязанности, гарантии, ограничения и правовая ответственность.
В Законе статье № 79, ст. 14-17, указывается лишь на основные права, основные обязанности гражданского служащего, ограничения, запреты, связанные с гражданской службой, требования к служебному поведению гражданских служащих.
В ст. 52 «Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих», в которой почему-то не оказалось пунктов, что противоречит организационно-техническим нормам, которые должны иметь место при составлении нормативно-правового акта, указано 3 частей. Правовая (юридическая) ответственность лишь имеет место в ст. 57 «Дисциплинарные взыскания», при этом в п. 2 оговорено, что виды дисциплинарных взысканий, порядок их применения, порядок проведения служебной проверки определяется ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Исключены четыре вида юридической ответственности: уголовная, гражданская, административная, конституционная. Данный пробел необходимо восполнить. Необходимо отметить, что на государственного и гражданского служащего субъекта РФ распространяются те же права и обязанности, что и на федерального государственного служащего. Условно их можно разбить на две группы:
1. Общие права и обязанности, установленные для всех государственных служащих субъекта РФ, независимо от должности;
2. Права и обязанности государственного гражданского служащего субъекта РФ, связанные с конкретной должностью.
Общие права и обязанности распространяются на всех лиц, замещающих государственные гражданские должности субъекта РФ категории-руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты (ст. 9 п. 2 ФЗ № 79). Одни из числа этих прав и обязанностей имеют «внутренний» характер, регламентируются в данном органе или внутри службы (например, право государственного служащего Российской Федерации на ознакомление со всеми материалами своего личного дела или на продвижение по службе), другие – связаны с «внешним» отношениями.
К общим обязанностям относятся:
1. Поддержка конституционного строя;
2. Соблюдение Конституции РФ;
3. Соблюдение и защита прав и законных интересов граждан;
4. Своевременное рассмотрение обращений граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций;
Читать дальше
1. Конституция РФ.
2. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба. М.: Юрайт, 2013. – 9с.
3. Кочетков А.В., Сульдина Г.А., Халилова Г.А. и р. Государственная и муниципальная служба. М : Издательство Юрайт, 2014. -556 с.
4. Войтович В .Ю. Государственная и муниципальная служба. Ижевск: изд-во Института экономики и управления ФГБОУ ВПО « УдГУ», 2013. - 286с.
Читать дальше