В 988 г. Русь приняла восточное христианство (от Византии), что имело двоякое значение. Оно ускорило процесс становления древнерусского общества, способствовало формированию единого мировоззрения. Так же было оказано воздействие на формирование национальной ментальности и государственности. Византийская традиция в отличии от петровских преобразований глубоко проникла во все сферы жизни общества. Она долгое время определяла стилевые особенности и культурную специфику развития российского государства как составной части православной византийско-славянской цивилизации.
Как писал В. О. Ключевский: «вместе с принятием христианства на Русь стала проникать новая струя политических понятий и отношений».
Духовенство Византии принесло понятие о государстве, где правители выступали в роли ставленниками от Бога для защиты, установления и общественного порядка. Митрополит Иларион, в своих работах писал, что князь Владимир часто советовался с епископами с «величайшим смирением».
«Через христианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром» - пишет Г. Флоровский.
Церковь стала центром общественной жизни, она прививала новые ценностные ориентиры. Вместе с христианством на территорию страны «попали» идеалы античности, которые сохраняла Византия. Основными столпами культуры стали: светлость, легкость и окрыленность, наблюдаемые во всех работах.
Произошло зарождение литературы вместе с привнесением письменности. Первой литературой стали произведения, написанные священниками: Лаврентьевская и Ипатьевская летописи, Слово Даниила Заточника.
Читать дальше