В наши дни читательская культура высоко оценивается мировым сообществом. Однако, в России, как и в большинстве остальных стран мира, уровень читательской культуры падает. Телевидение и Интернет все больше заменяют книги не только взрослым, но и детям.
И если для взрослых это не так страшно, то для детей это чревато падением грамотности. Ни для кого не секрет, что регулярное чтение способствует и обогащению словарного запаса. Отмечено, что уже сегодня учащиеся среднего и старшего звена воспринимают информацию фрагментарно, они с трудом осваивают такой вид работы, как написание реферата с высказыванием собственной позиции, не заимствованной из глобальной сети.
А ведь любовь к чтению и книгам дает еще и кругозор, необходимый для повседневной жизни и правильного восприятия мира и окружающих.
Эта любовь должна прививаться в младшем школьном возрасте, когда формируется отношение читателя к книге. Именно этот возраст закладывает активность к чтению. Необходимо подчеркнуть, что школа на данный момент переориентирована на развитие мышления учащихся, на формирование образованной и культурной личности, в связи с этим возрастает и роль книги, как совокупности культурно-нравственных образцов поведения, выработанных обществом.
Сегодня задачами школы являются «образование» и «развитие», которые направлены на то, чтобы сам ученик посредством собственной мотивации создавал свой индивидуальный и правильный с точки зрения нравственности образ. Главная задача педагогов дать понять, что чтение есть духовная пища культурного и воспитанного человека. Все больше и больше достижения научно-технического прогресса вторгаются в нашу жизнь, а значит, тема чтения становится все более острой и актуальной.
Читать дальше
Уроки литературного чтения в начальных классах помогают ребенку стать активным читателем. Они подводят ребенка к осмыслению необъятного мира зарубежной и отечественной литературы и обогащают читательский опыт. Основная деятельность ребенка на таких уроках сводится к выполнению следующих операций:
-воспринимать текст, то есть слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;
- понимать прочитанное на уровне смысла и иметь свои суждения и способности выражать свои эмоциональные отношения;
- уметь воссоздавать образы прочитанного героев, места, события;
- уметь рассказывать текст в различных интерпретациях, то есть сжато, подробно, выборочно, в случае изменения ситуации подходить творчески.
Все перечисленные компоненты являются необходимостью для формирования правильной читательской деятельности. Для формирования полноценного читателя необходимо создавать соответствующие условия, в частности организовывать читательское пространство и правильно производить подбор материала для чтения. Еще одним условием является овладение литературными представлениями и знаниями. Иными словами, ребенку на определенных этапах необходимо помочь разобраться в детской литературе, научиться читать с пониманием и осознанием прочитанного и, наконец, испытывать определенное удовлетворение от прочитанного.
Важнейшим условием соответствующего образования школьников младшего звена является освоение культуры речи, посредством участия в следующих видах деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо.
Читать дальше
Тема. «Стихотворение-признание. С. Дрожжин – “Привет”. Как герой стихотворения относится к родному краю?»
Цель и задачи. Освоить способы работы со стихотворением-признанием; передать в речевом упражнении радостное утреннее настроение; усвоить особенности интонирования стихотворения-признания; познакомиться с понятиями «герой», «постоянный эпитет»; раскрыть смысл постоянных эпитетов, опираясь на содержание стихотворения и на иллюстрацию к нему; выявить отношение героя стихотворения к родному краю.
Ход урока
Вхождение в мир русской словесности начинается с простого, светлого, искрящегося текста:
По утрам, по утрам
Птицы «здравствуйте» поют.
По утрам, по утрам
Солнце теплое зовут.
I. Знакомство с речевым материалом
Выразительное чтение стихотворения
Особенности интонирования стихотворения-признания: любовная интонация, любование и восхищение предметом любви, радость от его успехов и достижений.
Стихотворение Спиридона Дмитриевича Дрожжина – первый текст, с которого ученики начинают знакомство не только со школьным предметом под названием «Литературное чтение», но и со всей русской словесностью. Он имеет сложно окрашенную интонационную картину. Это текст-признание, написанный крестьянским поэтом. Задушевное отношение героя к родному краю лучше передать просто и спокойно.
Главное – избежать патетики при чтении. Любование, восхищение, уважение,
Читать дальше
Исследуя организацию читательской деятельности на уроках литературного чтения, необходимо подчеркнуть важность в развитии и становлении личности учащихся. Ее основы закладываются в начальной школе. В среднем и старшем звене прослеживается зависимость успеваемости школьника от начально заложенных навыков восприятия текста, его содержания, а также основных идей, преследуемых автором.
Однако основы читательской деятельности закладываются намного раньше, чем ребенок идет в школу. В зависимости оттого читали ли родители книги ребенку, обсуждали ли с ним содержание или просто окружающие явления, будут формироваться предпосылки успешного освоения читательской деятельности.
Восприятие книги как таковой на сегодня является искаженным. Все чаще дети сталкиваются с интерактивными средствами обучения.
Возможно именно это и осложняет отчасти обучение читательской деятельности в начальной школе, а впоследствии обучение в целом в последующих классах.
Читать дальше
1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. - М.: Академ А, 1999. - 288с.
2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания. –М.:Вентана-Графф, 2005. – 224с.
3. Репкин В.В. Начало начал / Первое сентября. Начальная школа, №6, 2004.
4. Формирование читательских умений на уроках литературного чтения. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. – 20с.
Читать дальше