Особенности организации и проведения результативного интервью
Для успешной разработки программного обеспечения (современное определение – IT-проекта) необходимо максимально полно сформулировать задачу на разработку. Для достижения данной цели необходимо провести беседу с представителями заказчика. Практически речь идет об интервьюировании представителей заказчика. Успешное проведение данного мероприятия определяется качественной подготовкой.
Первоочередной задачей является точная формулировка целей общения с представителями заказчиками. Лица, назначенные для разработки IT-проекта должны очень должны иметь четкое представление о том, какая информация необходима и как она будет использована, для того, чтобы точно определить круг пользователей программы. После этого можно приступить к формированию списка вопросов, которые будут заданы представителям заказчика.
Основная рекомендация для проведения интервью для формирования функциональных требований к системе заключается в получении ответов на следующие вопросы:
1) обобщенное представление:
назначение программного проекта;
взаимодействие с процессом, который получает результаты обработки;
взаимодействие с процессом, который предоставляет исходные данные;
2) описание процесса:
результат и его заказчик;
алгоритмы получения результатов и показатели эффективности;
участники процесса получения результата, их и квалификация;
средства получения результат и необходимые ресурсы;
3) документация:
какие документы содержат исходные данные;
какие выходные документы формируются в результате процесса;
какие документы регламентируют процесс получения результата.
Для эффективного общения, направленного на получение ответов на представленные выше вопросы, его длительность не должна превышать 90 минут. Каждый эксперт в ходе общения должен получить один и тот же набор вопросов в одном и том же порядке. Это обеспечивает эффективность формирование итогового протокола интервьюирования.
Лучше всего для проведения интервью направлять команды из двух человек. Это определяется такими рассуждениями. Во-первых, это удобно с той точки зрения фиксации результатов - один задает вопросы, а другой делает пометки. Во-вторых, каждый человек может по-разному воспринимать информацию, наличие двух точек зрения позволить уйти от субъективности при уяснении задачи проекта, что повысит шансы удовлетворить требования заказчика. В то же время три человека – это много, так как в этом случае дискомфорт будет испытывать эксперт. Количество экспертов также должно быть два. В отдельных источниках (они относятся к сфере психологии) также определяются требования к половому составу группы, к одежде, а также подчеркивается желательность владения методами анализа невербальных жестов собеседника.
При окончании интервью не должно остаться непонятых вопросов. Если что-то осталось непонятным, лучше попросить пояснить повторно или попросить переслать уточняющие материалы. Обязательно следует договориться о дате согласования протокола встречи.
Протокол (отчет) об интервью составляется в тот же день. Сразу же корректируются предварительные наброски, сформированные заранее. Завершающим этапом является своевременная отправка протокола интервью заказчику на согласование.
Читать дальше