Недостаточная сформированность познавательных процессов часто является одной из трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Следует отметить, что существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при подобной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.
Особенности памяти детей с ЗПР
Говоря о памяти, следует отметит, что у детей с ЗПР снижена познавательная активность, отсюда возникают проблемы в произвольном запоминании. Как правило, непроизвольное запоминание у них не вызывает сложностей. То, что их интересует, даже любые малейшие детали, они воспроизводят с легкостью. Однако когда дело касается запоминания определенного набора слов или картинок, то отмечается существенное снижение данной функции. Так, при проведении известной методики А. Р. Лурии «10 слов», дести с диагнозом ЗПР 6-7-летнего возраста с первого раза способны запомнить лишь 3-4 слова. В ходе запоминания они не прибегают к вспомогательным приемам, зачастую подменяя слова, схожие по значению (конь – лошадь, лес – деревья).
При изучении зависимости продуктивности непроизвольного запоминания от характера материала и особенностей деятельности с ним в исследованиях Н. Г. Поддубной младших школьников с ЗПР, было выявлено, что дети затрудняются при усвоении инструкции к инструкции к сериям, требующим самостоятельного подбора существительных, подходящих по смыслу к предъявленным экспериментатором картинкам или словам. Не поняв задания, они стремились выполнить его как можно скорее, не оценив свои возможности и силы.
Читать дальше
Учебно-познавательная деятельность детей с ЗПР имеет ряд особенностей.
Поскольку у детей с данным диагнозом имеет место быть недостаточная речевая регуляция, затрудняется поэтапный контроль своих действий, анализ полученных результатов с предложенным заданием. Следовательно, как отмечает ряд исследователей (Т. В. Егорова, З. И. Калмыкова), дошкольник с задержкой психического развития испытывает трудности в заданиях, требующих словесно-логического мышления.
Для старших дошкольников с ЗПР, в отличие от их сверстников, характерно преобладание наглядно-действенного мышления, причем, далеко не в полной мере реализованного. К примеру, при вычленении различий в двух картинках, они находят меньшее число отличительных признаков.
Дети с ЗПР затрудняются поэтапно формировать умственные действия, а также имеют тенденцию к сокращению или обобщению уже сформированного действия.
У детей с ЗПР отмечается слабая волевая регуляция деятельности, рассредоточенность внимания, следовательно, становление произвольных процессов, необходимых для успешного освоения школьной программы, у них происходит лишь к девяти-десяти годам, что существенно затрудняет обучение. Здесь следует отметить, что у их сверстников с нормальным развитием зачатки произвольного внимания, памяти начинают появляться уже в конце дошкольного возраста.
Большое влияние на формирование мотивации к обучению как в школе, так и в детском саду оказывает наличие такого фактора как любознательность. Дети с ЗПР отличаются сниженным уровнем познавательной активности, им неинтересно узнавать новое, поскольку существует ряд проблем с принятием и переработкой вновь поступившей информацией.
Особенности познавательного развития детей обусловлены общей задержкой развития: дети самостоятельно не обобщают повседневный опыт манипулирования с предметами, следовательно, наглядно-действенное мышление запаздывает в темпе развития. Именно поэтому у дошкольников с ЗПР зачастую отсутствует этап осмысления ситуации, который требует применения общепринятого предмета-орудия. Когда на помощь приходит взрослый, дети не в полной мере обобщают свой опыт действия, поэтому в дальнейшем, при схожей ситуации, не используют его, поскольку у них отсутствует перенос способа действия.
Читать дальше
При ЗПР затруднен процесс формирования ВПФ (высших психических функций), а возрастные возможности реализуются не в полной мере. Следовательно, при построении работы со старшими дошкольниками с ЗПР необходимо целенаправленное психолого-педагогическое воздействие с целью обеспечить психологическую готовность к школьному обучению, к дальнейшей социализации в обществе.
Дошкольники с ЗПР отличают возбудимостью, неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, неумением сосредоточиться. В старшем дошкольном возрасте становятся все более очевидны сложности в усвоении программы дошкольного учреждения: дети с ЗПР отличаются плохим запоминанием материала, они малоактивны в непосредственно образовательной деятельности, часто отвлекаются, уровень их познавательного развития значительно снижен по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Таким образом, содержание работы по познавательному развитию детей с ЗПР имеет ряд особенностей.
В процессе осуществления коррекции психического развития учитывается своеобразие познавательной деятельности, сформированность умственных действий. Осуществляя коррекционно-педагогическую работу, следует учитывать неравномерность развития содержательной и операционной сторон психической деятельности; своеобразие развития ребенка (эмоционального, интеллектуального, личностного); разное по времени развитие психических функций. Для продуктивной работы необходимо для начала сформировать основу психического развития: регуляцию деятельности, психологическую базу для развития речи и мышления, создать развивающую среду, стимулирующую к проявлению способностей ребенка.
На начальном этапе работы необходимо сформировать базовые составляющие психического развития: произвольность и эмоциональную регуляцию, психологическую базу для развития мышления и речи, создать развивающую среду для максимальной реализации потенциальных способностей детей.
Читать дальше
1. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития.- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004, № 1.
2. Белошистая А.В. Формирование математических представлений у дошкольников с ЗПР.- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003.- № 2.с. 2.
3 Белошистая А.В. Развивающие занятия с детьми 1-ой и 2-ой коррекционной подготовительной группы (на математическом материале).- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003.- № 4.
4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно- развивающего обучения. / Под ред. С.Г. Шевченко. – М. АРКТИ, 2001.
5. .Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Содержание раздела «Здоровье» программ коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР.- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.- № 5.
6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Спб. 2001. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М. Владос. 2003.
7. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под ред. Шевченко С.Г. М 2004.
8. Ульенкова У.В., Кисова В.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению у шестилетних детей с ЗПР. – Дефектология. - № 1. – 2001.
9. Шевченко С.Г. Новое в коррекционно-развивающем обучении детей с трудностями в обучении. – Дефектология. - № 4. – 2001.
10. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР. Коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Москва. 2005.
Читать дальше