Идея развития всегда рассматривалась в качестве одной из основных проблем изучения диалектики. В свою очередь, диалектика является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Главным критерием диалектики выступает нацеленность на развитие. Познание законов развития позволяет контролировать сами процессы развития, преобразовывать мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.
В качестве антидиалектики выступает метафизика, являющаяся противоположным диалектике мировоззрением, эволюция которого обеспечивалась и продолжает происходить посредством самых различных идей.
Диалектические законы обуславливают детерминацию тенденции самовоспроизводства мира. Они обладают системным характером, поскольку характеризуют сущностные стороны процессов развития, способствуют образованию и определению основных ступеней, стадий и сторон познания мира.
Нам необходимо выявить основные философские концепции системности и развития, рассмотреть их сущность, проанализировать их составные категорий.
Также необходимо более подробно подойти к определению синергетики как изучающей самоорганизующие системы.
Читать дальше
Развитие имеет связь исключительно с определенными материальными или духовными системами. Так, в качестве развивающейся системы могут рассматриваться отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и др. За рамками таких систем развитие не может существовать. Развитие материи есть бесконечное число развивающихся установленных систем и реализация неисчисляемого множества возможностей по отношению к новообразованиям, которые содержатся в материи. Материя выражает конкретность посредством собственной системности.
Стоит отметить, что развитие обладает такими качествами, как разноплановость, многоуровневость и многоэтапность. Однако, несомненным считается исключение из развития этапа зарождения самой системы и этапа ее разрушения, устранения и прекращения существования. Зарождение целостной органичной системы, ее изначальной формы является взаимодействием элементов, порождающих новую структуру, способствующую началу развития. Возникновение его связано с прехождением и во взаимодействии с ним обеспечивает становление. Этот процесс представляет собой, по мнению Гегеля, среднее состояние между ничто и бытием, а именно единства бытия и ничто как такового.
В то же время, становление является и отсутствием качества или наличного бытия, но при этом представляет собой существование и создание предпосылок преимущественно данного, а не любого иного качества. Наличное бытие системы представляет собой конкретное качество, которое затем изменяется, но сохраняется во всем периоде его существования. Следовательно, развитие представляет собой некое изменение состояний, происходящее в условиях сохранения их основы или же какого-то изначального состояния, формирующего новые состояния.
Читать дальше
Диалектика как наука представляет собой по сути идейное видение мира, несущее за собой мировоззренческое предпочтение в качестве исходного условия своего приятия. (3)
Методы диалектики находятся в отношениях единства и различия при условии единства противоположностей, являющихся основным элементом объективной диалектики. (7, с.439)
Одним из главных принципов диалектики выступает: 1) принцип всеобщей связи, так как диалектика основана на том положении, что все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено; 2) принцип развития, основанный на том, что развитие объективно, материально, поскольку идет развитие самого объективного мира, а сознание только способно отражать данное развитие; 3) общетеоретический принцип детерминизма. Сам детерминизм рассматривает явления природы, общества и сознания как связаные друг с другом естественной причинной связью и обусловловленные самими собой. (2)
Характерными признаками современной детерминистской установки являются следующие:
- признание объективного характера случайности в природе и обществе, поскольку хаос и неопределенность содержатся в самом бытие и являются объективной онтологической основой человеческой индивидуации, свободы и творчества;
- более широкое содержание понятия «детерминизма» по сравнению с понятием «причинности», поскольку в нем заключены непричинные типы обусловливания;
- наличие в различных формах детерминации разных значений на разных уровнях мирового бытия;
- разное проявление одного и того же типа связей на разных ступенях мирового бытия, так как чем выше ступень мирового бытия, тем сложнее и опосредствованнее типы связей;
- нелинейный характер причинных связей, обуславливающих нелинейную логику научного мышления как современного варианта диалектического мышления. (6, с.162-163)
Индетерминизм противоположен диалектике и делится на: «объективный», отрицающий причинность, и идеалистический, признающий причинностьв качестве необходимости, закономерности продуктов субъективности.
Читать дальше
Термин синергетика был введен Хакеном с целью определения общей теории самоорганизации. Основой синергетики выступает реализация принципов самодвижения и системности материи.
Явление самоорганизации в синергетике можно объяснить как сложное взаимодействие разных явлений. Одним из них является взаимосвязь порядка и хаоса, выяснение роли этих противоположных начал в развитии сложных систем, в том числе, в сохранении их равновесия и устойчивости.
Отечественный исследователь И.Р. Пригожин пытался доказать, что развитие систем сопровождается их взаимодействием.
Затем было выявлено представление о диссипативных системах, существование которых поддерживается с помощью непрерывного обмена с окружающей средой и энергией. (3, с.96-120)
В диссипативных структурах при значительных отклонениях от равновесия могут возникать упорядоченные состояния. Диссипация как процесс рассеяния энергии оказывает немалое влияние на образование структур в открытых системах. Образование таких структур обуславливает переход от хаоса и беспорядка к организации и порядку. (8, с.148-160)
В качестве других направлений синергетики можно рассмотреть теорию детерминированного хаоса, теорию автопоэзиса, теорию самоорганизованной критичности. В рамках первой теории исследуется хаотическое поведение немногочисленных переменных или степеней свободы. В теории автопоэзиса исследуется то, как происходит развитие биологических структур. Наконец, в теории самоорганизованной критичности изучается поведение систем, включающих много отдельных частей. В ней рассматриваются наиболее общие закономерности поведения данных систем. (3, с.96-120)
В общем виде, синергетику можно определить как совокупность знаний о самоорганизации, нелинейности, порядке и хаосе.
В качестве изучаемых объектов синергетики в результате можно выделить открытые системы, взаимосвязанные друг с другом и с внешней средой посредством обмена энергией, информацией и веществом.
Реальность с точки зрения синергетики представляется как самоорганизующийся процесс.
Системы в рамках синергетики могут самостоятельно порождать пространственные и временные структуры.
Читать дальше
В данной работе были рассмотрены и проанализированы идея развития и связанные с ней диалектические и метафизические подходы, синергетика. Также были затронуты вопросы, связанные с диалектикой, ее категориями, закономи, принципами.
В итоге, выяснилось, что диалектика основывается на таких законах, как единство и борьба противоположностей, закон отрицания отрицания, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Сама идея развития понимается как переход состояний из одного в другое формирующегося объекта, при этом составляющим содержанием процесса являются значимые изменения в построении объекта и форм его жизни. С одной из позиций, функционирование представляет собой движение в рамках состояний одного и того же уровня, соответствующее только его элементам, функциям и связям в объекте. В свою очередь, развитие – это не только самораскрытие объекта, но и реализация прежде заложенных в нем возможностей.
C точки зрения синергетического подхода универсум начинает рассматриваться как сложно организованный и открытый, находящийся в становлении. Понятия бытия и становления сливаются в одну понятийную систему. Мир начинает пониматься как процесс и последовательность деструктивных и креативных процессов, важную роль в которых играют как динамические, так и стохастические процессы, последствия которых точно непредсказуемы. Вселенная с этого подхода представляется системой, постоянно эволюционирующей как единое целое.
Читать дальше
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.
2.Учение о развитии [Электронный источник] -http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/FILOSOF/FILOSOF/METOD/K_L/WEBUMK/frame/11.htm
3. Андрейченко Г.В. Философия. Учебник/ Под ред. Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 245 с.
4. Андреев А.А. Философские аспекты синергетики / А.А. Андреев. – Вестник Южно-Уральского государственного ун-та. - №21 (121). – 2008. – С.118-121.
5. Васильева Л.Н. Элитологическая онтология. (Монография). – М.: Социум, 2014. – 372 с.
6. Зотов А.В. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004.— 688 с.
7. Сальников В.П. Философия и методология познания: Учебник для магистров и аспирантов. – Спб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2003. – 560 с.
8. Михайлов Л.А. Концепции современного естествознания: Учебник. -М.: Питер, 2008. - 336 c.
9. Штанько В.И. Концепция розвития и ее альтернативы // Философия: Учебник / В.Г. Кремень, В.К. Рыбалка. – Харьков: Консум, 2000.
Читать дальше