Эмиль Дюркгейм французский социолог, являющийся одним из создателей социологии, непосредственно как самостоятельной науки был создателем социологической школы во Франции. В молодости он имел опыт преподавания философии в провинциальных лицеях Франции. В 1893 Эмиль защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда», а уже в 1896 сумел возглавить новую кафедру «социальной науки», которая была самой первой в мире на тот момент. Работая в университете Бордо, Дюркгейм опубликовал свои самые известные работы: «Правила социологического метода» в 1895 году и «Самоубийство» в 1897. [1]
В 1898-1913 он руководил изданием «Социологического ежегодника» - первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудниками этого издания было создано научное сообщество «Французская социологическая школа», которое имело весомое влияние на социологию в целом. В 1902 году Дюркгейм получил звание профессора и перешел в Сорбонну, возглавив кафедру «науки о воспитании», выпустив вскоре (1912 году) последнюю крупную работу, под названием «Элементарные формы религиозной жизни».
Эмиль Дюркгейм-создатель социологизма мышления. Он запомнился тем, что системно исследовал социальные дисфункции и патологии, а также наметил пути преодоления этих патологий. Дюркгейм стал первым из социологов, кто применил методы математико-статистического анализа социальных данных и одним из первых, кто проанализировал социальные функции религии. Выступил против биологического и индивидуально-психологического направлений, он рассматривал социум как реальность, которая не сводилась к совокупности индивидов. В то же время он осознавал весомость в обществе «коллективного сознания». Центральным понятием в социологии у Дюркгейма была «категория солидарности», разделяющееся на механическую и органическую категории. Дюркгейм трактовал социальные конфликты как аномию (понятие, введенное Эмилем), как патологическое явление. Одним из крайних проявлений аномии- реализация самоубийства. Ритуал Дюркгейм считал единственным общим элементом различных между собой религий, как социальных институтов. Классифицировал социальные функции религии и самой неповторимой и уникальной считал функцию эйфорическую.
Читать дальше
Дюркгейм в социологии исследовал главным образом социальные факты, максимальное внимание уделяя их научному объяснению. Цель была доказать объективность социологии, как науки, предметом которой является социальная реальность, элементами которой являются социальные факты. Социальные факты и составляют предмет социологии, а общество – это совокупность этих фактов.
При рассмотрении социологии, как науки нужно следовать двум параметрам: она должна обладать особым предметом, отличающимся от предметов других наук и этот предмет должен поддаваться объяснению и быть доступен наблюдению.
Формулы учения по Дюркгейму:
- социальные факты следует рассматривать как вещи;
-эти факты обладают таким основным отличительным признаком, как принудительное воздействие па индивида.
В ввиду социальных фактов нужно рассматривать законы и обычаи, верования, правила поведения, и обряды, язык, денежную систему и т.д. Эти социальные факты влияют на человека и оказывают давление, принуждая к определенным поступкам, действиям. Из таких социальных фактов и состоит воздействие социальной среды, включающую идеальные и материальные факторы. [3]
Говоря о социальных фактах, Дюркгейм выделяет две группы. С одной стороны, это морфологические факты, выступающие как формы общественного бытия. С другой - он говорит о фактах коллективного сознания, т.е. коллективных представлениях, являющихся сущностью морали, религии, права.
Социология Дюркгейма - это структурное образование, включающее три базовых части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Задача морфологии заключена в изучении структуры общества, изучении его материальной формы, а задача социальной физиологии состоит в изучении конкретных проявлений общественной жизни. Часть по общей социологии характеризуется в установлении и раскрытии наиболее общих законов жизни общества и синтезирования их в единое целое. [4]
Читать дальше
Эмиль Дюркгейм являлся позитивистом и поэтому уделял много внимания изучению и применению конкретных методов научного исследования. Цель заключалась в том, чтобы с их помощью реализовать социологический метод изучения социальных фактов. С этой целью социолог выделил перечень правил социологического метода.
Дюркгейм выделяет пять групп правил, которые относятся: к различению патологического и нормального; к построению социальных типов; к наблюдению социальных фактов; к объяснению социальных фактов; касающихся доказательств.
Основное правило заключается в рассмотрении социальных фактов, как вещественных. Это означает независимость от субъекта существования и осуществляет объективный подход к социальной действительности. Таким образом, цель социологии - выразить общественное сознание непосредственно в объективных показателях, «объективировать» его [2]
С этим положением напрямую связано второе правило: социолог должен изучать не обособленные социальные факты, а целостные их классы. По словам Дюркгейма «социальные факты тем легче могут быть представлены объективно, чем более полно освобождены они от индивидуальных фактов, в которых они проявляются».
Главное в социологическом исследовании - установить между ними углубленные законы и связи, что является сутью третьего основного правила. Причинные связи касаются в первую очередь анализа зависимости социальных явлений непосредственно от социальной среды. Задача социологии по Дюркгейму, состоит в том, чтобы находить свойства этой среды, оказывающие наибольшее воздействие на социальные явления.
Четвертое основное и заключительное правило социологического метода состоит в том, чтобы социология, объясняя различные социальные факты, акцентировалась на их сравнительном анализе. Сравнительная социология - это социология основная. Если наука не будет стремиться к сравнению и отсюда к объяснению всех социальных фактов, то может навсегда потерять свой смысл, научное значение и способность к их причинному анализу. [3]
Читать дальше
Основная проблема для Дюркгейма, которая прошла через всю жизнь, - социальная солидарность. Один из базовых вопросов, к которому он испытывал постоянный интерес, заключался в том, чтобы выяснить, по какой причине люди объединяются в общество, что мотивирует и служит причиной это сделать. Ответ на этот вопрос был найден в особенности поведения, которую он объяснил, как солидарность социальную. Социальную солидарность Дюркгейм рассматривает в прямой связи с таким важнейшим общественным явлением, как разделение труда.
Он считает, что двигателем, создающим общественное целое, является разделение труда: «Разделение труда состоит на самом деле в разделении функций, бывших ранее общими». Под трудом он понимает, прежде всего, профессиональную специализацию. Разделение труда – это признак развитого общества потому, что в нем существует потребность выполнять взаимодополняющие функции и меняться результатами деятельности. Следовательно, разделение труда трактует различия между индивидами и каждого в личность.
Таким образом, связь разделения труда с социальной солидарностью определяется прежде всего тем, что разделение труда является основой и источником социальной солидарности. Занятия различных социальных групп какими либо видами труда, необходимость выполнять различные функции в этой сфере деятельности заставляют людей объединяться для поддержания жизни в нормальном состоянии. Социальная солидарность, таким образом, определяется как явление моральное и не подвластное совершенно точному наблюдению или измерению. Социальная солидарность по Дюркгейму – это высшая моральная ценность, являющаяся универсальной, поскольку признана всеми членами социума.
Дюркгейм пишет о таких формах социальной солидарности, как механическая и органическая, каждая из которых характеризует разные типы отношений, взаимосвязей между индивидуумами. Механическая солидарность является «солидарностью по сходствам. Дюркгейм сравнивает социум со сложным организмом, имеющим свои индивидуальные структурно-функциональные параметры и характеристики, что он называет органической формой поведения.
Читать дальше
Таким образом, следует отметить, что Дюркгейм создал цельную, слаженную и закономерную социологическую систему, которая до сих пор является актуальной. Анализ идей и концепций Дюркгейма интересен до сих пор, так как затрагивает такие моменты, как аномия, аморальные явления, дефицит социальной солидарности, разрушения социальных связей, социальные болезни.
В основе лежит то, что каждое из социологических направлений, каждая из социологических школ, каждый социолог имел опыт влияния на себя целостной концепции общества французского мыслителя Эмиля Дюркгейма. Каждый ощутил на себе влияние принципов его «социологизма», правил социологического метода, теории разделения общественного труда и социальной солидарности, идей религии и морали, воспитания и образования.
Дюркгейм запомнился в социологии благодаря разработанной целостной системе. Главными характеристиками системы стали: 1) понимание общества как структурного и саморегулирующегося, а также исполняющего определенные функции организма; 2) анализ в качестве базы этого саморегулирующегося организма разделения общественного труда и основывающейся на нем социальной солидарности; 3) объяснение социального порядка как нормального состояния общества; 4) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма общества морали и признание главной роли в его функционировании социальных институтов воспитания. Дюркгейм сыграл весомое для последующего развития социологии.
Читать дальше
1.Бачинин В. А.История западной социологии/В.А.Бачинин, Ю.А.Сандулов .- СПб.: «Лань», 2002.
2.Волков Ю.Г.Социология: история и современность / Ю.Г.Волков,
В.Н. Нечипуренко, С.И.Самыгин .-Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.-
3.Зборовский Г.Е. История социологии/Г.Е.Зборовский. - М.: Гардарики, 2004.
4.Осипов Г. В.История социологии в Западной Европе и США/Г. В. Осипов.- М.: НОРМА, 2001.
5. Сорокин В. В. Общее учение о государстве и праве переходного периода. – М., 2010.
Читать дальше