Очевидно, что любая профессиональная деятельность изменяет и, не всегда в лучшую сторону, поведение человека. Например, многие педагогические работники отличаются повышенной категоричностью, безаппеляционностью и уверенностью в своей правоте. С другой стороны, деятельность в сфере торговых отношений, как правило, формирует практицизм, расчетливое отношение к людям, ориентация на личную выгоду. Подобные трансформации в характере человека вызываются спецификой выполняемого рода деятельности. Следует сказать, что они развиваются постепенно, однако позже закрепляются и, в результате, формируются весьма устойчивые характеристики. Данные психологические изменения считаются в научной литературе основными признаками профессиональной деформации.
Специфика выполнения деятельности по охране правопорядка, очевидная сложность ее выполнения, психические и эмоциональные нагрузки способствуют быстрому росту профессиональной деформации личности сотрудника ОВД. Вполне вероятно, что внутриличностные трансформации, происходящие с человеком, отражаются на его повседневном поведении, что формирует его служебный облик.
Цель данной работы является выявление основных признаков и причин профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел, а также пути преодоления и профилактики указанных негативных изменений.
Читать дальше
Если рассматривать конкретные психологические изменения, происходящие с сотрудниками правоохранительных органов, то следует сказать о том, что под профессиональной деформацией подразумевается результат негативных изменений профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды.
Профессиональной негативной трансформации подвергаются работники практически всех правоохранительных структур. К ним относятся как работники уголовного розыска, так и исправительно-трудовых учреждений и др. Выполнение обязанностей по борьбе с преступностью накладывает на сотрудника полиции много обязательств, но при этом он должен всегда оставаться человеком. Однако, как показывает практика, это не всегда удается. По мере выполнения работы сотрудник правоохранительных органов привыкает к особенностям работы, что приводит или к равнодушию, либо у него вырабатывается нетерпимое отношение к нарушителям закона.
Другой причиной профессиональной деформации считают разделение труда, способствующая нарастанию специализации профессии. Повседневная многолетняя работа совершенствует не только профессиональные знания, но и приводит к формированию стереотипных профессиональных привычек.
Читать дальше
Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел в своей эволюции проходит три основных уровня: начальный, средний и глубинный, которые по разному влияют на эффективность служебной деятельности.
Для того, чтобы особенности изменений в профессиональной деформации, необходимо дать краткую характеристику каждой из них. В частности, начальный уровень можно охарактеризовать внешне малозаметными изменениями в личности. Работник овладевает профессиональной деятельностью, формирует свой стиль ее выполнения, однако зависимость от службы еще не является определяющей. Поэтому заметного отрицательного влияния на эффективность служебной деятельности не происходит. Важную роль играет психологическая защита, которая в некоторой степени состоит в снижении остроты воздействия негативных факторов профессиональной деятельности.
Однако средний уровень деформации уже можно охарактеризовать существенными как количественными, так и качественными изменениями. Происходит чрезмерное усиление профессионально важных качеств, которые позже трансформируются в свою противоположность. Например, внимательность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, спокойствие - в равнодушие и т.п.
Многие психологические черты подавляются, позже вообще исчезают. Например, исчезает убежденность в порядочности граждан, появляется убеждение в том, что возможна эффективная борьба с правонарушениями только на основе легальных методов.
Читать дальше
Рассматривая пути преодоления и профилактики профессиональной нравственной деформации сотрудников ОВД надо сказать о важной роли в этом процессе нравственного и эстетического воспитания. В связи с этим под нравственным воспитанием понимается процесс активного и целенаправленного воздействия на сотрудников с целью формирования у них положительных нравственных качеств. Для более глубокого понимания системы нравственного воспитания, необходимо раскрыть ее основные принципы: целенаправленность, сочетание высоких требований с уважением к личности, воспитание в коллективе и через коллектив и т.д.
При этом под целенаправленность подразумевается воспитательная деятельность, когда воспитатель отчетливо представляет объект воспитания, какие качества должны быть сформированы у подчиненного, какие чувства развить. Для этого необходимо внимательно изучать своих подчиненных, их черты характера, темперамента, их взгляды и настроения. Лишь в этом случае можно добиться положительных результатов.
При этом выражая стремление воспитывать своих подчиненных те или иные качества категорически не рекомендуется их оскорблять, унижать чувство собственного достоинства. Иначе результаты воспитания будут резко негативными. Данный принцип предостерегает также против двух других неверных подходов в воспитании: а) авторитарного воспитания - ориентирующегося на жесткое принуждение и подавление; б) либерального воспитания - склоняющегося к всепрощенчеству.
Важную роль играет воспитание в коллективе и через его воздействие. Порой воздействие коллектива на сотрудника оказывается более действенным, чем меры дисциплинарные воздействия.
Читать дальше
Специфика правоохранительной деятельности часто приводит к нарастанию негативных тенденций на личность сотрудников ОВД, При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости данное обстоятельство может способствовать развитию профессиональных деформаций.
Профессиональная деформация представляет из себя результат искажения профессиональных и личностных качеств работника под влиянием негативных факторов деятельности и окружающей среды. При этом она развивается под влиянием как внешних (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), так и внутренних факторов (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).
Профессиональная деформация проявляется негативными изменениями в профессиональной деятельности и в поведении. Например, меняются стереотипы поведения, профессиональные привычки, стиль общения и навыки, которые не дают возможности эффективно выполнять служебные обязанности. Конкретными выражениями профессиональной деформации могут быть формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей, перенос большей доли специфических профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне работы и др. При этом вызываются нежелательные психологические изменения. Эти преобразования влекут за собой изменения в отрицательную сторону профессиональных возможностей личности.
Профилактика профессиональной деформации сотрудников
Читать дальше
1. Зеер Э.Ф.Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2007. - 240 с.
2. Столяренко А. М.. Прикладная юридическая психология. - М.: Юнити-Дана, 2001. – 639 с.
3. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. – 400 с.
Читать дальше