Рады, что вам понравилась статья 😊
Анализ макро- и микросреды предприятия важен при формировании стратегии эффективного управления и извлечения прибыли. Стратегическое планирование предполагает четкую расстановку приоритетов и целей деятельности предприятия на ограниченном отрезке времени. Анализ позволяет выявить наиболее значимые факторы, степень уязвимости перед которыми наиболее велика.
Анализ макро- и микросреды позволяет спрогнозировать дальнейшее развитие компании, своевременно принять меры по профилактике экономических волнений, продумать пути решения вероятных проблем. В результате анализа формируется тактика управления рисками коммерческой деятельности, что позволяет извлечь выгоду из предполагаемых трудностей.
Анализ помогает выявить потенциальные проблемы и возможности, способные повлиять на деятельность компании, для принятия руководством соответствующих оперативных шагов.
Для анализа используют следующие методики:
В странах с развивающейся экономикой данные методы и приемы широкого распространения не получили, в том числе и по причине отсутствия доступной и достоверной базы данных.
Под макросредой предприятия понимаются влияющие на деятельность внешние аспекты, управлять и контролировать которые не представляется возможным. К ним относятся факторы экономического и политического характера, природные, технические и культурные факторы, правовое регулирование, инфраструктура.
Макросреда характеризуется большим охватом влияющих на бизнес аспектов. Это факторы косвенного воздействия, т.к. прямого влияния они не оказывает.
На эффективность и функциональность деятельности отдельной компании и на экономику оказывают влияние внешние причины, прямого отношения к бизнесу не имеющие:
Также на деятельность предприятия оказывает влияние демографическая ситуация в стране и в отдельно взятой местности. Численность и плотность населения влияет на уровень спроса конечного потребителя.
Анализ PESTEL – это методика прогнозирования вероятных колебаний экономики по различным причинам на временном интервале. Для его проведения необходимо определить и проанализировать окружающую ситуацию, выявить факторы, влияние которых на бизнес будет особенно сильным.
Анализу подлежат политические, экономические, социальные, технологические, экологические и правовые факторы макросреды. По результатам анализа принимаются управленческие решения, формируется стратегия дальнейшего развития бизнеса.
Зачем нужен анализ PESTEL:
Анализ PESTEL необходим при открытии нового бизнеса, независимо от масштабов и направления.
Целью стратегического планирования является эффективное управление предприятием в меняющихся условиях. Правильная реакция бизнеса на колебания экономики, изменения спроса и действия конкурентов позволит извлечь выгоду и укрепиться на рынке.
В зависимости от внешних условий ведения бизнеса на стратегическое планирование каждого отдельного предприятия могут оказывать влияние различные факторы макросреды. Степень влияния зависит от масштабов бизнеса, чем крупнее компания, тем большему влиянию она подвержена.
Микросреда – это совокупность факторов, напрямую влияющих на деятельность компании. Она включает субъекты, с которыми происходит непосредственное взаимодействие – конечные потребители продукции, партнеры по бизнесу, поставщики, конкуренты, регулирующие государственные структуры.
К факторам микросреды относятся:
Факторы микросреды оказывают прямое влияние на деятельность компании.
SWOT представляет собой комплексный анализ внутренних и внешних аспектов, влиянию которых подвержен бизнес. В рамках данного анализа выявляются:
По результатам SWOT можно судить о положении компании на рынке среди конкурентов, разработать дальнейшую стратегию развития.
Факторы микросреды оказывают прямое влияние на оперативное управление бизнесом. От потребностей, специфики спроса и финансовых возможностей покупателей зависит стратегия и направление ведения бизнеса.
Микросреда формируется на целевом рынке предприятия и включает взаимодействие всех участников бизнес процессов. Макросреда оказывает косвенное влияние на всех участников рынка, независимо от масштабов и сфер деятельности.
Крупные компании или предприятия с узкой спецификой сами оказывают влияние на микросреду путем расширения линейки продуктов, повышения конкурентоспособности.
Анализ макро- и микросреды предприятия выявляет стимулирующие рост и тормозящие развитие факторы. По результатам анализа специалисты дают рекомендации по оптимизации бизнес-процессов, которые позволяют сократить издержки производства, ускорить производственные процедуры, рационально распределить и использовать имеющиеся ресурсы, доработать систему планирования и прогнозирования.