Рады, что вам понравилась статья 😊
Начало XX века в России ознаменовано всеобщим подъемом: экономика развивалась, после революции 1905 года Николай II пошел на известные политические уступки, российская культура ознаменована Серебряным веком.
Подъем наблюдался и философии российских мыслителей.
Заметка 1
Поэты З. Гиппиус и Д. Мережковский основали философско-религиозное течение, которое называлось «новое религиозное сознание», или «новый идеализм». В философских дискуссиях принимал участие и Н. Бердяев.
Николай Бердяев (рис. 1) был в числе прочего и религиозным философом.
Рисунок 1. Н. Бердяев
Согласно его воззрениям, смысл жизни заключается в следовании заветам Библии, а также в реализации свободного творческого начала человека. По мысли философа, в каждом из нас есть задатки гения, которые стоит воплотить в жизнь на протяжении земного пути.
Бердяев критиковал то, что церковь сделала с первоначальным христианским учением. Церковь погубила основополагающую идею свободного выбора, который есть у человека. В этом смысле философ был близок Льву Толстому. В представлении Бердяева, только творчество и порождаемый творчеством исторический процесс могу вернуть христианскому учению то, что оно утратило с течением веков. Бердяев писал о возможном наступлении этапа эсхатологического христианства.
В конце XIX века предметом многочисленных обсуждений стала философия космизма, основоположником которой в истории российской философии был религиозный философ Николай Федоров (рис. 2).
Рисунок 2. Н. Федоров
Федоров считал необходимым выход человеческого разума за пределы земли. По Федорову, планета Земля не должна становиться границей для человека и деятельность людей, руководимая разумом, когда-нибудь выйдет в пространство космоса, что поможет человеку найти ответы на вопросы первоначала.
Заметка 2
Стоит отметить, что с трудами Федорова были знакомы создатели отечественной космонавтики К. Циолковский и С. Королев.